Логика разработки учебного проекта
"Рынок труда и Мы"

9.00 – общий сбор.

Объявление темы проекта. Погружение. Беседа о значимости выбора профессии в жизни человека. Примеры построения успешной карьеры (по материалам журнала «Топ-Менеджер»). Понимание необходимости планировать собственное будущее. Осознание важности самостоятельного и ответственного принятия решения.

Поговорим о будущей профессии. Кем я хочу быть? Как правило, большинство учащихся не имеют четкого представления о своем профессиональном будущем. Так ли уж важно в 10 классе задумываться над проблемой выбора будущей профессии?

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Профориентационные тесты — это тесты на выявление личностных особенностей человека.

«Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии и биологии или посещаешь кружок «Юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок — во всем добивается успеха. Однако, он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

(По материалам учебно-методического комплекса «Твой выбор»)

Профориентационная игра «Кто есть кто»

Смысл игрового упражнения – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15человек. Время на первое проигрывание –5-7 минут. Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В.Н.Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профессиональных перспективах своих товарищей все-таки можно и нужно). Конечно, и сами игроки могут сосчитать, сколько рук на них указывают, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу. В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.

Задание для самостоятельной работы:

Определение профессии моей мечты. Напиши небольшое эссе (несколько предложений) на тему « Я хочу быть….». Если ты еще не знаешь, кем быть, расскажи о своем отношении к выбору будущей профессии.

10.00 - Беседа об основаниях выбора профессии.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы.

Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику, интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, где ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ответить на них практически невозможно) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь, — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек, не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, а также избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать на себя ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ведь в школе ты не изучал ничего подобного... Для того чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессии. Задавай взрослым вопросы об их профессиональной деятельности, как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная профессия, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это лишь ее название...

Выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии »:

Хочу - это ваши интересы, склонности, желания, мечты.

Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, т.е. профессиональная пригодность.

И, наконец, надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии в реальной экономической ситуации.

Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

- интересна и привлекательна для вас;

- соответствует вашим способностям;

- пользуется спросом на рынке труда.

Вопросы:

1.                  Как вы думаете, почему ХОЧУ, МОГУ и НАДО на схеме равновелики?

2.                  Все ли компоненты выбора действительно равны?

3.                  Можно ли сделать выбор будущей профессии, опираясь лишь на один из них?

4.                  К каким последствиям это может привести?

10.30 – Работа по заполнению таблицы «Моя будущая профессия». Данная методика предложена Томским государственным университетом. Она имеет весьма универсальный характер, и в дальнейшем вы могли бы ею пользоваться для решения любых проблем, в том числе связанных с профессиональным выбором.

Берем тетрадку и ручку (или же открываем текстовый редактор, где можно писать) и выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда.

·         Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать

·         Эмоциональная и духовная атмосфера работы

·         Знания, с которыми я хотел бы работать

·         Люди, с которыми мне хотелось бы работать

·         Информация, с которой мне хотелось бы работать

·         Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать

·         Действия, которые я хотел бы совершать на работе

1. Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:

1.1. Географические условия.

1.2. Характер рабочего места.

В этом параграфе нужно составить список желаемых качеств для каждого пункта. Можно (и нужно) прописывать как желаемые качества, так и такие, которые вам неприемлемы. К примеру, в желаемых вы пишете: хочу, чтобы в городе было метро. Или: хочу, чтобы был Макдональдс. Или: чтобы в городе жило не менее 500 000 человек и т. д.

Неприемлемыми качествами могут быть любые сущности, которые вас волнуют. Может быть, для вас не подходит город, который не стоит на реке. Или город, где жара бывает под 50 градусов. Отрицательные качества преобразовывайте в положительные: то есть, раз вам не подходит жаркий климат, то пишите, что он должен быть умеренным.

Итого, у вас получится список из какого-то числа качеств (не важно, сколько их, но очень важно, чтобы этот список полностью удовлетворял ваши требования). Подумайте, вы ничего не забыли? Устраивает ли вас, что люди говорят на арабском языке или что религия будет запрещена (или, наоборот, навязана)? Если вы закончили список по географии, тогда переходите к следующему пункту: характер рабочего места.

Каким должно быть ваше рабочее место? В этой матрице можно писать такие вещи: близость к рабочему месту (чтобы не ездить за тридевять земель), удобное рабочее место, комфорт с климатической точки зрения (не жарко и не холодно) и т. д. Здесь нужно указать качества-плюс и качества-минус. Последние преобразовываются в плюсовые (не люблю стесненности — значит, просторное место работы). Не жалейте времени и постарайтесь, чтобы ваш список получился законченным и полным.

2. Эмоциональная и духовная атмосфера работы. Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы и все отрицательные качества атмосферы работы (преобразовывая их в положительные). Например, дружелюбие, заинтересованность, конструктивизм, целеустремленность. Чем больше критериев вы получите, тем лучше и точнее будет результат.

3. Знания, с которыми я хотел бы работать. Перечислите здесь все области знания, с которыми вам хотелось бы работать. Не важно, как велико будет количество. Вот пример такого списка: экономика, бухгалтерия, делопроизводство, психология, логистика, консалтинг, аудит.

4. Люди, с которыми мне хотелось бы работать. Здесь можно указывать любые социальные переменные коллективов: это возраст, пол, доход (может, вам непереносимо, что окружающие вас люди зарабатывают в три раза больше вашего), вероисповедание, уровень образования и численность (микроколлективы, малые коллективы или же большие коллективы, указывайте и примерную их численность). Кто они — математики, гуманитарии, творческие люди? Пишите все, что найдете нужным включить в свой список, все, что вас волнует.

То же самое касается и клиентов. Какого пола? Какого возраста? Какой веры? Уровень их доходов? Образование? Все эти перечни - не руководство к действию, а направление для ваших мыслей. Итого у вас получится два списка: один — ваши коллеги, а другой — ваши потенциальные клиенты. Если вы закончили списки, переходите к следующему параграфу.

5. Информация, с которой мне хотелось бы работать. Перечислите все источники, с помощью которых вы хотели бы получать информацию. Это телефон? Интернет? Телевизор? Сплетни и слухи? Газеты? Радио? Книги? Семинары? Что еще?

6. Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать. А какие предметы и вещи вы хотели бы использовать в своей работе? Хирургический скальпель? Лазерный луч? Стамеску? Компьютер? Калькулятор? Перечислите все предметы, которые вам милы и которые вы хотели бы использовать в своем деле.

7. Действия, которые я хотел бы совершать на работе. Оперировать, если это скальпель? И производить подсчеты, если это калькулятор? Опишите все те действия, которые вы хотели бы совершать на рабочем месте. Не зацикливайтесь на профессиональной привязке: ведь с равным успехом выступать перед людьми могут и директор цирка, и священник. Или же водить машину. Или фотографировать. Итак, давайте обобщим все вышеизложенное, чтобы получить руководство по самостоятельному выбору профессии.

Задания для самостоятельной работы:

Составить список профессий, которые соответствуют вашим ожиданиям.

11.30 - Тестирование по методике Джолланда. Определение индивидуального характерологического типа.

Этот тест поможет учащимся лучше узнать особенности своей личности. Дж. Голланд разработал методику для определения со­циальной направленности личности (социального характе­рологического типа). Учащиеся также смогут определить, какая профессия им больше подходит. Конечно, подобные сведе­ния являются ориентировочными. Но они, возможно, побудят ребят подумать о своем характере и своих жизненных планах.

 

У каждого из вас есть бланк ответов. Здесь под каждым номером вы увидите пару профессий. Из этой пары вам нуж­но выбрать ту, которая вам больше нравится. Всего вы долж­ны сделать 42 выбора.

Бланк ответов

Информация для учащихся

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т. п.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитают научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление учить и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, альтруизм. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, ригиден (не любит менять деятельность). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также за­нятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хоро­шо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными спо­собностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, жур­налист; телеоператор, заведующий, директор, дипломат и другие.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербаль­ные способности. Для представителей данного типа характе­рен высокий жизненный идеал с утверждением своего Я. Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей об­щества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и тому подобное.

 

После получения этой информации подумайте, пожалуйста, насколько она в действительности соответствует особенностям вашей личности. Есть ли у вас такие черты? Удовлетворяют ли они вас? Еще раз подчеркну, что результаты этого теста могут определить только тенденции в вашем развитии, общую пред­расположенность. Возможно, некоторым стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера в жизни и при выборе профессии. Но самое главное, следует помнить, что очень многое в нашей судьбе зависит от наших желаний и целей.

 

11.50 - Обсуждение результатов тестирования.

12.10 - тестирование по методике Е. А.Климова «Опросник профессиональной готовности. В данной методике профессии дифференцированы на пять сфер деятельности человека: человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ.

12.30- обсуждение результатов. Сравнение результатов 1, 2 тестирований.

- Работа над методологическим блоком исследовательской работы.

¨      Актуальность (как правильно написать)

¨      Проблема

¨      Объект

¨      Предмет (определен для всех исследовательских работ)

¨      Цель

¨      Задачи.

¨      Методы исследования.

13.00 - перерыв на обед.

13.30-13.50 - работа над таблицей «Я выбираю…..». Для заполнения таблицы были использованы справочники для поступающих в ВВУЗы и ССУЗы СПб.

Название учебного заведения, его статус (государственный, негосударственный), лицензия, св-во об аттестации и государственной аккредитации

Юридический адрес, телефоны, электронная почта, адрес веб-сайта в интеренете

Образовательная программа, сроки и формы (очная, заочная, очно-заочная, вечерняя) ее освоения, способ финансирования (бюджетное финансирование, возмещение затрат на обучение/ родительская плата)

Вступительные экзамены, проходной балл, конкурс

Результаты итоговой, промежуточной аттестации по выбранным предметам за предыдущий период (год, четверть, триместр)

Анализ перспектив поступления в выбранное учебное заведение

Рейтинг учебного заведения, перспективы трудоустройства

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

Вывод:

 

В ходе работы вам предстоит познакомиться с различными типами учреждений профессионального образования, узнать, что такое лицензирование, аттестация и государственная аккредитация и почему в современных условиях реформы профессионального образования важно обращать внимание на наличие у учебного заведения этих документов, научиться различать понятия профессия, специальность, квалификация. Анализ результатов вступительных испытаний в выбранное учебное заведение покажет, какие предметы являются для будущего абитуриента наиболее важными и, следовательно, выбирая профиль обучения на третьей ступени, вам предстоит именно на эти предметы обратить наиболее серьезное внимание. Вы сможете получить необходимую информацию по телефону, обратившись в приемные комиссии выбранных учебных заведений.

Проанализировав полученную информацию, вам предстоит сделать вывод: поступление в какое учебное заведение является для вас предпочтительным и почему (близость к дому, перспективы карьерного роста, низкий проходной балл, маленький конкурс, высокий рейтинг учебного заведения, наличие бюджетных мест и др.).

13.50-14.00 - рефлексия «В чем главное отличие проекта от предыдущих». (Основное отличие - тема актуальна!)

Домашнее задание: дописать методологический блок исследовательской работы, закончить заполнение таблицы.

Примечание: предлагаемые формы работы и сроки могут быть скорректированы в зависимости от уровня подготовки класса.

ВТОРНИК.

9.00-9.20 -Общий сбор. Проверка домашнего задания.

9.20 - Беседа на тему «Человек и профессия» (какие требования предъявляет профессия к человеку» (здоровье, стрессоустойчивость, креативность…….).

10.10-10.30 - Портрет моей карьеры. Учащимся предлагается нарисовать «портрет» будущей карьеры. Обсуждение результатов работы.

10.30-10.55- тестирование по методике «Уровень притязаний».

Методика рассчитана как на индивидуальное, так и на групповое проведение.

Материалы: листок бумаги в клетку и карандаш (ручка) – для тестируемого, секундомер – для тестирующего.

Время проведения: 10 мин.

Я предлагаю вам выполнить нетрудное и интересное задание. Мы с вами будем предсказателями. Начертите на листочках четыре прямоугольника размером 3x9 см, разделите каждый из них на квадратики размером 1 х 1 см.

Ведущий рисует образец на доске (рис. 1).

Теперь рядом начертите маленький прямоугольник размером 5 х 3 см. Его также разделите на квадратики 1x1, поставьте буквы и цифры по образцу (рис. 2).

Учащиеся выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

П

Д

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

Задание простое – нужно зачеркивать квадратики. Делать это надо быстро и аккуратно. У вас будет четыре попытки. Каждую новую попытку нужно начинать в новом прямоугольнике. На каждую попытку вам дается 10с.

До того как мы начнем работать, напишите в «окошко» П1, сколько, как вы думаете, квадратиков вы сможете зачеркнуть за 10с. «П» – это предполагаемое количество, а «Д» – это действительное количество.

Начинать и заканчивать работу будете по моей команде все вместе.

Учащиеся выполняют задание.

Посчитайте, сколько квадратиков вам удалось зачеркнуть. Запишите это число в «окошко» Д 1. Теперь опять предположите, сколько квадратиков вы зачеркнете за 10 с на этот раз. Запишите предполагаемую цифру в «окошко» П2.

Учащиеся выполняют аналогичное задание еще три раза. В третий раз ведущий засекает не 10, а 8 с (дети об этом не должны знать), а в четвертый раз снова 10 с. Пример:

Подсчитайте свои результаты по формуле:

(П4-ДЗ) + (ПЗ-Д2) + (П2-Д1): 3=х

(17 - 11) + (20 - 15) + (15 - 14): 3 = 4

Информация для учащихся

Что такое «уровень притязаний», всем интуитивно известно: каждый человек хочет в этой жизни чего-то добиться. Это понятие было введено психологом К. Левиным и его учениками. Многим знакома знаменитая формула У. Джеймса:

Самоуважение =

Так что чем выше уровень притязаний, тем труднее человеку добиться самоуважения. Но хитрость заключается в том, что этот уровень очень трудно «пощупать». Решающим фактором, влияющим на уровень притязаний, является не столько успех или неуспех, сколько переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных.

Что же означает полученное вами значение х?

х больше 5 – нереально завышенный уровень притязаний;

от 3 до 5 – высокий уровень притязаний;

от 1 до 3 – средний уровень притязаний;

от 0 до 1 – низкий уровень притязаний;

меньше 0 – очень низкий уровень притязаний.

Можно сказать, что учащиеся, имеющие высокий уровень притязаний, верят в свои силы и способности. Они с уверенностью берутся за любое новое дело. В целом это неплохо. Может быть, только в этом случае не помешает выработать в себе привычку всегда трезво оценивать ситуацию и свои силы. Это нужно делать, чтобы не совершить грубых ошибок и не наломать дров.

Учащимся, которые имеют невысокий уровень притязаний, хочется пожелать больше доверять себе, своему мнению и своим силам. У вас, без сомнения, есть свои способности, таланты, положительные качества. Надо научиться верить в себя. Успех же человека в любых делах по большей части зависит от уровня его притязаний.

 

Смысл методики заключается в анализе того, будет ли ребенок снижать свои притязания после закономерного снижения результата ДЗ.

После проведения этой методики дети охотно беседуют с психологом по поводу полученных результатов. При таких разговорах желательно иметь еще какие-нибудь сведения о ребенке или результаты других методик.

Если вы проводите методику в небольшой группе, то можно внимательно понаблюдать за процессом работы. Руководствуется ли ребенок только своим результатом или ориентируются на «соседские» достижения?

Ну и конечно, необходимо при использовании этой методики соблюдать те же этические принципы, что и при работе с любой другой психологической информацией. Например, доверять своей интуиции и любые сомнения

Вывод: у большинства учащихся заниженный уровень самооценки и высокий уровень притязаний.

Разговор о мечте и способах ее воплощения в жизнь.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое мечта?

2. О чем вы мечтали в раннем детстве?

3. Что такое цель?

4. Чем цель отличается от мечты?

Цель - это мечта с конкретным сроком её достижений. Начните с мечты. Всё, что есть на Земле, люди сначала увидели в мечтах. Все люди разные и мечты у всех разные. Ставьте достижимые цели на своем пути: первый разряд по боксу - цель? Цель! Победа в районном туре олимпиады по химии – цель! Суть секрета №'1 - движение от цели к цели. Важно не заблудиться и не закружиться. Главное - не останавливаться! И это - самое трудное: многие удовлетворяются, достигнув небольших целей. Большая цепь - удел немногих, удел сильных, удел неспокойных. Сделайте вашу мечту целью, то есть определите срок её достижения! Ваши мечты должны быть сильнее ваших страхов! Какой путь выбираем?

Мечта - вопрос расплывчатый. Мечту нужно превратить в цели и планы их достижения. Полет стрелы без мишени или конечного пункта не имеет смысла - движение должно иметь направление. Без цели мы - как лодки в море.

Если у вас есть цель, то у вас появляется энергия для движения к ней. Это только кажется, что поставить цель – просто, мол, хочу - и всё. На самом деле это большая внутренняя работа, изложить на листе бумаги цели своей жизни очень сложно, тем более, что ваши цели не должны ограничиваться бытовыми проблемами и потребностями, разве только вначале, на первом этапе работы. Учтите, что жизнь любого человека включает в себя восемь областей его деятельности, восемь сфер его потребностей:

1. финансовая;

2. духовная (или нравственная);

3. физическая;

4. умственная;

5. общественная;

6. семья;

7. отдых;

8. карьера.

При определении целей помните, что:

1. Цель должна быть ваша: не друзей, не семьи - ваша!

2. Цель должна быть реальна.

3. Цель должна быть положительна: «не хочу быть бедным» - не цель, «хочу быть финансово независимым, иметь такой-то ежемесячный доход через столько-то месяцев» - это цель.

4. Цель должна быть конкретна: если это автомобиль, то какой марки и цвета, если это квартира - то в каком городе, районе; сколько комнат и т.д. Цель нужно визуализировать – нарисовать ее в своем воображении.

5. Цель должна быть наглядна: напишите её - крупно, красиво. Повесьте лист дома или на работе так, чтобы он часто попадался вам на глаза. Дополните фотографией желаемого предмета.

6. И - никогда не отступать! Вы не имеете на это права! Чего вы тогда стоите как личность? Воспитывайте в себе желание и привычку трудиться.

«Мне всё равно, сколько человек может поднять. Мне важно, какое он при этом делает усилие». М.Цветаева

Задание для самостоятельной работы:

Сформулируйте свои главные жизненные ценности и цели.

10.55-11.35 - работа над текстом.

11.35-12.00 - перерыв.

12.00-14.00- Работа над текстом.

14.00- рефлексия. Что я сделал за день?

СРЕДА.

9.00-9.15 - общий сбор. Проверка домашнего задания.

9.15-9.30 - устойчивые лексические формы. Повторение структуры исследовательской работы.

9.30-12.00- индивидуальная работа .

12.00- 12.25 перерыв.

12.25-14.00- Резюме. Правила написания и рассылки. Собеседование при приеме на работу. Основные правила поведения. Тренинг.

14.00- рефлексия. Работа выполнена на….%.

ЧЕТВЕРГ.

9.00- Общий сбор. К этому времени все черновики должны быть написаны.

Весь день целесообразно посвятить индивидуальным консультациям и созданию электронного варианта текста исследовательской работы. Учащиеся работают в индивидуальном режиме.

14.00 – рефлексия – незаконченное предложение «Сегодня я…»

ПЯТНИЦА.

9.00- общий сбор.

9.05-12.00- Работа над электронными вариантами текстов.

12.00-12.25- обед.

12.25-14.00 - подготовка к защите, написание тезисов выступления.

14.00- рефлексия. Готов ли я к публичной защите проекта?

СУББОТА.

10.00 -Защита проекта. На защиту можно пригласить родителей, учащихся старших классов, учителей.