Логика разработки учебного проекта
"Влияние стереотипов на межкультурный диалог"

Понедельник:

09:00 - Введение в проект. Индуктором запуска проекта может послужить анимационный фильм Бруно Боззетто «Мужчина и женщина» (или любой другой, соответствующий теме проекта) после просмотра которого, начинается беседа о стереотипах и стереотипных восприятиях.

На первом этапе проектировщикам предлагается определиться с ключевым понятием проекта, представить его (абстрактный) визуальный образ и пояснить личное понимание понятия «стереотип». Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе не более 5 человек при произвольном делении, актуализируя свой личный социальный опыт и знания. Результаты групповой работы представляются в форме мини-презентаций избранным «спикером».

После этого проектировщики имеют возможность сравнить своё представление с определениями, предлагаемыми справочниками  и словарями (словарь LINGVO, словарь иностранных слов и др.) и выработать единое для всей группы определение понятия «стереотип».

10:30 - Вниманию проектировщиков предлагается вводная лекция на тему: «Межкультурный диалог многонациональной Европы и России в рамках Программы воспитания толерантности». В лекции учитель расставляет акценты  на осознании необходимости развития сотрудничества и налаживания межкультурного диалога между представителями разных стран, рас, конфессий и пр., основанных на гуманистических ценностях, объединяющих различные сообщества и группы людей в рамках сообщества; выявление причин, препятствующих развитию межкультурного диалога, и роль стереотипов в их формировании. Строительство единого европейского дома (ЕС)/ единой России при сохранении уникальности каждой национальной культуры.

11:30 - Обсуждение. Мозговой штурм и определение проблемного поля проекта.

Примерные темы индивидуальных исследовательских работ в рамках проекта, предложенные участниками (перечень может быть шире):
  1. Стереотип как культурно-исторический феномен.
  2. Истоки формирования стереотипов.
  3. Влияние средств массовой информации на формирование/преодоление стереотипов.
  4. Религиозные стереотипы и их роль в общественно-политической жизни ЕС/России.
  5. Стереотипы как источники конфликтов.
  6. Влияние стереотипов на межкультурные коммуникации в странах ЕС. 2008 год - год межкультурного диалога.
  7. Влияние гендерных стереотипов на общественно-политическое жизнь стран ЕС и России.
  8. Влияние стереотипов на экономическое сотрудничество между ЕС и РФ.
  9. Стереотипные образы иностранцев в русской литературе.
  10. Возрастные стереотипы и их влияние на отношении я между поколениями.
  11. Влияние национальных стереотипов на отношения между Европой и Россией.
  12. Стереотипы семейных отношений.
  13. Проблема интеграции и сохранения национальных культур.
  14. Влияние стереотипов на развитие туристического бизнеса в ЕС/России.
  15. Религиозные стереотипы и их влияние на общественно-культурные отношения в РФ.
  16. Женское движение в странах Европы/России. Преодоление гендерных. Стереотипов в политической и социально-экономической сферах.
  17. Исторический опыт борьбы со стереотипами.
  18. Русские глазами иностранцев. Стереотипные восприятия.
  19. Современные подходы к миграционной политике в странах ЕС/России.

12:30-13:00 - Обед.

13:00 - Выбор темы осуществляется в максимально комфортном режиме, когда участники имеют возможность либо сделать ее более общей, либо частной и достаточно узкой.

Проектировщикам предлагается представить общее видение своей индивидуальной исследовательской работы.

14:00-14:45 - Рефлексия по итогам дня.

Домашнее задание - осуществить библиографический поиск по теме исследования.
Вторник:

09:00 - Общий сбор. Знакомство с задачами на день.

Актуализация знаний, полученных в рамках курса «Основы исследовательской деятельности»: методология исследования, логика исследования, структура индивидуальной исследовательской работы, требования к оформлению, критерии оценки.

Важным является грамотная организация методологического этапа исследовательской работы. Проектировщикам необходимо четко сформулировать проблему собственного исследования. Формулировка проблемы позволит им определить объект, предмет, цель(и) и задачи, отобрать необходимые методы исследования. Данный вид деятельности представляется достаточно сложным. В связи с чем уместно разобрать несколько примеров со всей аудиторией, осуществляя индивидуальные консультации в ходе работы.

12:30-13:00 - Обед.

13:00-14:30 - Работа по сбору информации (Интернет-ресурсы, библиотека, учителя-консультанты).

14:30-14:45 - Рефлексия по итогам дня.

Домашнее задание - оформление методологического блока исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цель(и) задачи, методы).
Среда:

09:00 - Общий сбор проектировщиков. Знакомство с задачами на день.

Сбор, анализ информации по теме исследования. Работа над черновым вариантом текста работы. Индивидуальные консультации. Проверка фрагментов текстов черновиков.

12:30-13:00 - Обед.

13:00-14:30 - Доработка черновиков. Формулировка выводов.

14:30-14:45 - Рефлексия по итогам дня.

Домашнее задание - создать электронную версию черновика исследовательской работы.
Четверг:

09:00 - Общий сбор. Постановка задач на день.

Доработка электронного варианта текста работы (работа в компьютерном классе).

Индивидуальные консультации.

12:30-13:00 - Обед.

13:00 - Актуализация знаний о презентации/защите индивидуальной исследовательской работы. Работа над созданием образа компьютерной презентации проекта. Презентация/защита строятся с использованием программы Microsoft Office PowerPoint в форме слайд-шоу, состоит из 5-6 слайдов, длительность каждого выступления - приблизительно 3-5 минут.

Для проведения подобной презентации/защиты требуются ПК, проектор, интерактивная доска.

14:30-14:45 - Рефлексия по итогам дня.

Домашнее задание - создать электронную версию презентации/защиты (с подбором иллюстративного материала) и подготовить текст выступления.
Пятница:

09:00 - Общий сбор. Постановка задачи - подготовка к защите проекта. Определение регламента презентации/защиты. Сдача окончательных вариантов исследовательских работ.

Создание общей электронной версии презентации/защиты проекта. Сборник исследовательских работ по теме проекта создается после окончания недели учебного проектирования.

12:30-13:00 - Перерыв.

13:00-14:15 - Черновой прогон. Корректировка регламента.

Рефлексия - Степень готовности к защите проекта.
Суббота:

10:00 - Защита проекта.

Рефлексия по итогам проведения Недели учебного проектирования.