"Межкультурный диалог многонациональной Европы и России в рамках Программы воспитания толерантности"
Вступительная лекция
Почему мы обратились к теме межкультурного диалога? У данной темы есть своя история обсуждения на международных конференциях и семинарах Совета Европы, ОБСЕ, ПАСЕ, других европейских и международных организаций?
В условиях глобализации многие проблемы, ранее воспринимавшиеся как проблемы отдельных государств, стали поистине глобальными. Диспропорции в экономическом развитии стран т.н. «первого» и «третьего» мира, проблема «золотого миллиарда» привели к тому, что миллионы людей в поисках работы и лучшей жизни стали менять место своего жительства, становясь иммигрантами. Большинство современных развитых государств в XX веке окончательно утратили свою моноэтничность, стали поликультурными странами. Возникли серьезные проблемы интеграции и адаптации иммигрантов.
Европейские демократические ценности требуют от нас не только уважительного отношения к другим культурам, но и конкретных действий по диалогу и сотрудничеству с представителями этих культур. Интеграция других культур через диалог с ними – таков должен быть путь современной Европы.
Говоря о межкультурном диалоге, мы должны понимать, что и религиозный фактор становится все более важным и определяющим для устойчивого развития современного мира. Политизация религии приводит к конфликтам, использование её миротворческого потенциала – к разрешению глобальных проблем современности. При этом мы должны сознавать реальное многообразие религиозных традиций, понимать, что партнерство – это не только права, но и ответственность.
Аналогичная ситуация сложилась с национальными меньшинствами, диаспорами, чье мнение также учитывается государством через различные консультативные структуры. Так, при Министерстве регионального развития Российской Федерации создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий, Межведомственная комиссия по взаимодействию с национальными общественными объединениями. Подобные структуры есть и на региональном уровне.
При этом мы должны оставаться реалистами и признавать не только многообразие современного мира, но и серьезность существующих вызовов, на некоторые из которых еще не сформулированы удовлетворительные ответы.
Поликультурная Россия – с ее многовековым опытом интеграции различных традиций, религий и культур является историческим опровержением концепции «столкновения цивилизаций». Культурное многообразие и, одновременно, цивилизационное единство России является убедительным доказательством возможности и эффективности межкультурного взаимодействия.
Концепция «столкновения цивилизаций», как обоснование современной нестабильности и неминуемого образа будущего, неприемлема. В интересах Европы и всего мира, а также всех культурных, этнических и религиозных сообществ, чтобы «война цивилизаций» перестала быть фактором политической мобилизации. Чтобы мир не делили на мир «чистых» и мир «нечистых», чтобы "цивилизационный" подход не приводил к появлению «стран-изгоев», «осей зла» и т.д.
У темы межкультурного диалога есть своя история. Ценности и договоренности, зафиксированные «Европейской культурной конвенцией», «Декларацией в Фару о стратегии Совета Европы в развитии межкультурного диалога», итоговыми документами конференций и семинаров в Сиракузах в 2000 г., Страсбурге в 2001 г., Лувене в 2002 г., Мальте в 2004 г. и, наконец, в Казани в феврале 2006, выражают эволюцию подхода Совета Европы к культуре и религии как к средствам общения, диалога, достижения консенсуса и предотвращения конфликтов. Хочется надеяться, опыт Европы и России, как преимущественно, страны европейской, позволит избежать печального будущего, в котором бы появились новые политические и цивилизационные барьеры. «Европа без разделительных линий» – это не только Европа без дискриминации по какому-либо признаку. Это еще и Европа без новых «берлинских стен». Сегодня миру навязываются сценарии размежевания. Израиль строит свою стену с Палестинским государством, США – с Мексикой. Это их выбор, но Европа и Россия – слишком многокультурны, чтобы следовать подобным сценариям.
Адекватным ответом на вызовы стратегов межцивилизационных конфликтов может быть только эффективное развитие межкультурного и межрелигиозного диалога на местном, национальном и международном уровне. Это должно стать одним из приоритетов Совета Европы и национальных правительств.
При этом цель диалога должна пониматься не как простой обмен мнениями, а как достижение общественного согласия и через него – укрепление общеевропейской и мировой безопасности.
Следовательно одними из основных тем осмысления являются:
- изучение опыта межкультурного и межрелигиозного диалога в Европе, и в т.ч. в России;
- обсуждение роли и ответственности СМИ в современном многокультурном мире;
- изучение и поддержка опыта межрелигиозного сотрудничества в противодействии экстремизму и терроризму;
- обсуждение идеи создания при Совете Европы консультативного или совещательного органа представителей значимых религиозных общин стран-членов Совета Европы для участия в экспертно-консультативной работе в комитетах и комиссиях Совета Европы;
- обсуждение вопросов образования и преподавания знаний о других – как формах противодействия религиозной и культурной неграмотности, являющейся питательной почвой экстремизма и терроризма.
Российские общественные организации участвуют в разработке общеевропейских программ развития межкультурного диалога
С 1996 года по решению Генеральной ассамблеи ООН 16 ноября - Международный день, посвященный терпимости. "НГ" рассказывает о подробностях приуроченной к этой дате и к дню 70-й годовщины еврейских погромов ("Хрустальная ночь") международной общественной инициативе "День толерантности в Европе".
Толерантность не ограничивается "личным пространством" и психологией человека. Влияние терпимости на социально-экономическое и нравственное состояние общества огромно. Для России, многонационального и поликонфессионального общества, вопрос политики толерантности трансформируется в вопрос сохранения единства и целостности государства, поддержания социальной стабильности.
Да, российское общество имеет уникальный исторический опыт сосуществования разных народов. Но сегодня оно постоянно проходит "проверку на прочность" существованием в высококонкурентной среде глобального рынка, с ее мобильностью рабочей силы (массовой трудовой миграцией), интенсивным культурным обменом и нестабильностью глобальной экономики. Психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между различными этническими и социальными группами, способность адекватно воспринимать чужую самобытность требует постоянного стимулирования и общественного контроля.
Проведенный ВЦИОМом в марте 2007-го опрос показал, что к выходцам с Северного Кавказа "в основном отрицательные" и "резко отрицательные" чувства испытывают соответственно 43,3 и 30,1% респондентов, к приезжим из Центральной Азии - 38,7 и 25%, к белорусам, молдаванам и украинцам - 12,6 и 4,0% опрошенных. В бывших когда-то союзными республиками государствах растет негативное отношение к русским. А ведь еще полтора десятилетия назад это было единое этнокультурное пространство...
Утрата в середине XX века таким разным по своему этническому и национальному составу европейским обществом контроля над этой сферой привела к одной из самых страшных трагедий в истории человечества. 70 лет назад Европа увидела начало событий, ставших самым чудовищным преступлением против толерантности. В "Хрустальную ночь", ночь еврейских погромов 1938 года, в нацистской Германии были сожжены синагоги и дома евреев, тысячи людей подверглись нападению, сотни были убиты. Это было первое открытое наступление гитлеровского режима на представителей национального меньшинства. Первая - экономическая - фаза Холокоста: немецкое правительство в своем чудовищном лицемерии обвинило в организации погрома самих евреев, заставив их выплатить гигантскую контрибуцию - 1 млрд. марок и тем самым фактически спонсировать начало Второй мировой войны: эти средства пошли на финансирование завоевательных амбиций Гитлера. "Хрустальная ночь" стала проверкой на толерантность, которую устроили нацистские лидеры для немецкого народа и жителей Европы. За событиями 9 ноября 1938 года последовали Вторая мировая война, Бабий Яр, "скрытый Холокост" с его более чем 5000 мест массовых казней "расово неполноценных" по всей Европе и Освенцим - апофеоз безумия.
9 ноября 2008-го трагические события "Хрустальной ночи" вспоминали собравшиеся на мемориальное мероприятие в Большой европейской синагоге в Брюсселе. Оно дало старт растянувшейся на неделю программе "Дня толерантности в Европе" - серии событий, призванных способствовать укреплению толерантности и развитию межкультурного диалога в Старом Свете.
Пассивные наблюдатели всегда платят самую высокую цену
За свою нетерпимость и попустительство агрессии Европа заплатила цену в 50 миллионов человеческих жизней", - заявил выступивший перед собравшимися в Большой европейской синагоге президент Российского еврейского конгресса Вячеслав Кантор, один из инициаторов проведения "Дня толерантности". Российский еврейский конгресс вместе с Европейским парламентом, Европейской комиссией, Парламентской ассамблеей Совета Европы и Европейским советом по толерантности и взаимоуважению стал соорганизатором этого проекта.
10 ноября в Европейском парламенте прошло специальное заседание, посвященное развитию идей толерантности. На нем представители созданного в этом году Европейского совета по толерантности и взаимоуважению выдвинули ряд предложений по гармонизации межкультурного диалога в Европе. Евродепутатам представили общеевропейскую конвенцию толерантности и проект издания "Белой книги толерантности" - систематизированного сборника примеров проявления толерантности в странах Европы. По словам авторов идеи "Белой книги", это издание станет первым периодическим сборником, ориентированным на передачу позитивного опыта. Задача - стать "практическим пособием" по толерантности. Рассмотрение примеров успешного решения межкультурных конфликтов и анализ методов их решения должны составить побудительный потенциал "Белой книги". Переиздавать ее планируется каждые два года.
Особенность представленной в Европарламенте общеевропейской конвенции толерантности в ее всеобъемлющем и универсальном характере. Документ интегрирует положения предыдущих разработок по проблематике и формулирует четкий план законодательной, образовательной и общественно-политической, просветительской работы на общеевропейском уровне.
Выступая перед депутатами Европарламента, глава Европейского совета по толерантности и взаимоуважению Александр Квасьневский призвал европейцев вносить свой вклад в борьбу с экстремизмом. Он отметил, что "Мир наблюдал "Хрустальную ночь" и бездействовал. Мы должны реагировать и формировать общественное мнение".
Председатель Европейского парламента Ханс-Герт Потринг в своем обращении к собравшимся отметил, что Европа запомнила урок Холокоста: "Мы руководствуемся одной определенной ценностью, идея которой наделяет Европейский союз его подлинной душой. Эта ценность - толерантность. Но нам потребовались столетия, чтобы понять это".
Собравшиеся в Европарламенте эксперты, политические и общественные деятели говорили о том, что появление подобных инструментов можно рассматривать как начало построения логической системы управления процессами, происходящими в сфере межэтнических и кросскультурных отношений. Если на общеевропейском уровне будет принято профильное законодательство, подкрепленное нормативно-правовыми актами в национальных государствах, а в сфере общественных отношений будет идти постоянный диалог общественных организаций, государства и СМИ, это позволит систематизировать подчас разрозненную деятельность отдельных объединений, выработать единую систему стандартов и повысить эффективность работы. Если такая система не будет выстроена в ближайшее время, то Европе, с каждым годом забывающей о том, что такое национальные границы, будет очень трудно регулировать фактор культурных различий в социальной сфере.
"Нужно абсолютно по-новому рассматривать межнациональные и межконфессиональные отношения в Европе и России. Новая политика толерантности может быть успешной, только если получит законодательное закрепление, будет отражена в образовательных программах и займет достойное место в информационном потоке. Важен системный подход к проблеме. И вот тут гражданскому обществу без работы с властью не справиться. Но и государство не способно в одиночку обеспечить решение всех проблем. Власть это понимает, и нужно, чтобы такое же понимание было и у людей. Успех - в сотрудничестве государственных и общественных институтов, во взаимодействии каждого человека, каждой личности и общества", - уверен президент Российского еврейского конгресса и сопредседатель Европейского совета по толерантности и взаимоуважению Вячеслав Кантор.
В кулуарах мероприятий в Брюсселе говорили о том, что одобрение и поддержка на высшем политическом уровне в Европе предложений, разработанных при активном участии российских общественных организаций, можно расценить как отказ европейского политического истеблишмента от использования темы прав человека в качестве инструмента "большой политики" в отношениях с Россией. В период возобновившихся на прошлой неделе переговоров между Москвой и Европой по базовому соглашению о сотрудничестве и партнерстве, тема межкультурного диалога в силу общности проблемы может стать одной из тех точек соприкосновения, ступая по которым стороны могут сблизить свои позиции и найти решение по вопросам
Россия и Европа: опыт в построении межкультурного диалога
Международная конференция на тему «Социальная роль традиционных религий в современном обществе», которая прошла в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Диалог религий и культур: путь к миру и согласию», собрала большое количество представителей разных традиционных конфессий северной столицы – буддистов, православных, мусульман, иудеев, лидеров культурно-национальных автономий, общественников, журналистов, известных ученых – философов, религиоведов, социологов, представляющих ведущие российские и зарубежные вузы. Основной целью ее был обмен существующим опытом по построению межкультурного и межконфессионального диалога в мировом сообществе.
Представитель Совета Европы, генеральный директор Директората по вопросам образования, культуры и наследия, молодежи и спорта Совета Европы, координатор программы межкультурного диалога Габриэла Батаини-Драгони, которая не смогла поучаствовать в этом историческом событии, направила приветствие в адрес участников конференции, которое было зачитано президентом Федерации мира и согласия Виктором Камышановым: "Совет Европы следит с большим интересом за деятельностью Федерации мира и согласия в продвижении межкультурного и межрелигиозного диалога. Настоящая конференция в Санкт-Петербурге, на которой, к сожалению, мы не можем присутствовать из-за совпадения по срокам проведения с нашей основной встречей в Совете Европы по вопросам религиозного измерения в межкультурном диалоге, будет важным шагом в европейском диалоге о роли религиозных сообществ в общественной жизни.
Тема - Социальное партнерство в православной, буддистской, исламской и еврейской религиях в современном обществе - ставит вопрос, который важен для международного сообщества по ряду причин. В демократиях, основанных на правах человека и верховенстве закона, эффективное социальное партнерство может играть важную роль в обеспечении социального взаимодействия и согласия между различными интересами.
Конструктивное и справедливое социальное партнерство может стать важным составным элементом в межкультурном диалоге.
Этот диалог может внести вклад в усиление социальных прав каждой из групп в обществе, и тем самым в развитие его в целом.
В этой связи я искренне надеюсь, что ваша конференция будет успешной. Совет Европы изучит результаты Вашей работы с большим вниманием.
Последующие шаги в формировании нашей Белой книги по вопросам межкультурного диалога предполагают ее опубликование в течение нескольких ближайших недель. Тем самым это дает нам возможность обсудить итоги вашей конференции как в контексте неправительственных организаций, так и на уровне экспертов в рамках рабочих программ Совета Европы».
Мероприятие было организовано в стенах Государственного музея истории религии под эгидой Санкт-Петербургского Совета мира и согласия при поддержке Комитета по внешним связям, Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга и Федерации мира и согласия. Конференцию открыли депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Ватаняр Ягья, председатель Комитета по внешним связям А.Прохаренко, а также директор музея Б.Аракчеев, который напомнил, что две недели назад открылся зал ислама, где представлена редкая копия Корана халифа Усмана, оригинал которого находится в Ташкенте.
Очень много интересных предложений прозвучало в рамках мероприятия. Так, например, Петербургский Совет мира и согласия предложил разработать Нравственный кодекс петербуржца. От настоятеля Князь-Владимирского собора, профессора-протоирея прозвучало предложение собрать в одну книгу видение того или иного актуального вопроса или проблемы, существующей в обществе, с точки зрения представителей разных религий. Эта оригинальная инициатива была поддержана всеми участниками мероприятия.
Председатель карельской общественной организации «Исламское просвещение» подняла вопрос преподавания православной культуры в школе, заявив, что необходимость введения такого предмета отсутствует, так как есть разработанный курс истории за 9-10 классы, где дается исчерпывающая информация о традиционных конфессиях на территории России. По ее мнению, необходимо задуматься о введении уроков толерантности в школьную и вузовскую программы. В рамках этих уроков дети могли бы встретиться с последователями различных религий, либо представителями национальных общин, и задать им соответствующие вопросы. Она подчеркнула, что отдельную работу надо вести с преподавателями, чтобы они могли воспитывать детей в духе морали и терпимости.
В рамках конференции были зачитаны доклады президента Федерации мира и согласия В.Камышанова, католического священника Петербургского костела Алехандро Корбахо, настоятеля Князь-Владимирского собора, В.Сорокина, председателя Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Ж.Пончаева, настоятеля Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» ламы Донъеда Ждампы, председателя правления Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины М.Грубарга, духовного пастыря армян Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, иеромонаха Ншана, президента Генерального синода ЕЛЦ А.Александровича. Сообщения и доклады были в основном посвящены влиянию религии на духовно-нравственное состояние общества.
Отметим, что в рамках конференции активно обсуждался вопрос миграционных потоков, в частности, последствия трудовой миграции. По статистике Ассоциации помощи беженцам в Петербурге проживает около 6000 вынужденных переселенцев из Афганистана, африканских стран и стран бывшего СССР, по Ленинградской области цифра составляет 12000 человек. Хотя Санкт-Петербург стоит на одном из последних мест по принятию вынужденных переселенцев, все-таки проблемы взаимоотношений между принимающим населением и мигрантами существуют. Причем 80% вынужденных переселенцев составляют русские из стран СНГ.
Всего в России находится 6 миллионов мигрантов, из них трудовых – половина. В Санкт-Петербурге - 300 000 человек, которые официально оформили разрешение на работу. В связи с этим председатель Ассоциации Г.Рафаилов призвал к терпимости и пониманию того положения, в котором находятся мигранты, подчеркнув, что Петербургу, как и другим российским городам, эти люди нужны. Но в северной столице, в отличие от Москвы, нет своего штаба миграции, который бы собирался раз в неделю, поэтому необходимо вплотную заняться решением этого вопроса.
"Итоговый документ не был принят, участники решили, что не надо пока торопиться; предполагается, что как только он будет готов, его передадут в Совет Европы и Администрацию Президента РФ", - сообщила корреспонденту агентства Islamnews председатель организации "Исламское просвещение" Фатима Вебер.
В рамках этого проекта Федерация мира и согласия проводит уже вторую конференцию. Первая Международная конференция прошла в мае 2007 года в Духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры. В ней участвовали представители разных христианских конфессий, мусульманских общин Санкт-Петербурга, Москвы, буддистской Сангхи России в Москве, учёные-философы, религиоведы, социологи, студенты из Казахстана, Киргизии, Азербайджана.
Материалы конференции, в форме 2-х часового видео-сюжета, были представлены в Москве 17 октября на Международном круглом столе «Межрелигиозное измерение межкультурного диалога в контексте Белой книги Совета Европы», который был организован Федерацией мира и согласия с участием делегации Совета Европы.
EYCAdemy»: межкультурный диалог
В сентябре 2007 года стартовал новый цикл проекта «EYCAdemy», основная цель которого – подготовка модераторов (тренеров) для проведения социологических исследований в молодёжной среде. Проект реализуется с 2004 года Европейской Ассоциацией Молодёжных Карт (EYCA) под патронажем Совета Европы, а в 2006 году были выпущены первые квалифицированные специалисты по проведению соц. исследований европейского масштаба в сфере молодёжной политики.
В 2006 году Российский Союз Молодёжи, как полноправный член EYCA, впервые принял участие в данном проекте. С марта по сентябрь 2006 года в 17 странах Европы проводилось «качественное» исследование по теме «Явление многообразия и толерантности в молодежной среде». В исследовании 2006 года приняли участие порядка 1 000 человек в возрасте от 15 до 26 лет из 17 стран Европы. Россию в международном исследовании представлял г. Томск, а проект «EYCAdemy» был занесен в список мероприятий в рамках кампании «Все различны – все равны» в России.
Декларация о межкультурном диалоге будет принята на конференции в Баку
Бакинская декларация о содействии межкультурному диалогу будет принята в среду по итогам двухдневной работы международной конференции "Межкультурный диалог - основа устойчивого развития и мира в Европе и его соседних регионах" с участием министров культуры стран Совета Европы, сообщила РИА Новости сотрудник пресс-службы Минкультуры и туризма Азербайджана Зохра Алиева.
В работе конференции принимают участие 42 страны-члены СЕ и десять стран-соседей. Основной целью конференции является содействие межкультурному диалогу, ее участники анализируют также возможности для транснационального сотрудничества, используя уникальный потенциал культуры, искусства и наследия.
Во вторник в церемонии открытия конференции приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, генеральный директор ISESCO Абдулазиз бин Осман аль-Тувейджри, представители UNESCO и ALEKSO.
В проекте декларации, распространенном на конференции, говорится, в частности, что ее участники выступают "за устойчивый процесс межкультурного диалога как определяющего фактора международного сотрудничества с целью продвижения прав человека, демократии и верховенства закона", включая его межрелигиозное измерение.
В документе также выражается готовность к содействию межкультурному диалогу в качестве эффективной практики путем обмена политическими взглядами, основанными на правах человека, демократии и верховенстве закона, как внутри европейских обществ, так и между Европой и соседними с ней регионами.
Подписавшие декларацию страны обязуются выполнять выводы конференции на национальном уровне.
В приложении к декларации определяются направления действий для координации межкультурного диалога на ее основе.
В частности, "министры культуры, организации-партнеры и другие органы, участвующие в конференции, соглашаются усилить начатый в Баку процесс сотрудничества в рамках Белой книги для того, чтобы широко распространять соответствующие документы в качестве инструментов для дальнейшей работы по межкультурному диалогу, включая государства и партнеров помимо государств-членов Совета Европы, организовывать совместные встречи экспертов и конкретные мероприятия в рамках соглашений о сотрудничестве между Советом Европы и различными участниками и соответствующими органами, принимавшими участие в конференции".
Кроме того, они соглашаются оказывать поддержку инициативе ООН "Альянс цивилизаций" для укрепления культуры открытости и толерантности и выступают за перспективу возможного распространения межинституционального сотрудничества на основе "Открытой платформы Фаро" в поддержку межкультурного диалога между СЕ и ЮНЕСКО на Организацию Лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры (ALEKSO), Евросредиземноморский фонд Анны Линд и инициативу "Альянс цивилизаций".
Межкультурный диалог – основа мирного сосуществования
В Санкт-Петербурге в рамках сессии МПА СНГ состоялась Международная конференция по вопросам общеевропейского сотрудничества «Межкультурный и межрегиональный диалог». Вел конференцию Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В работе конференции принял участие Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Лиден.
В рамках конференции «Межкультурный и межрегиональный диалог», организованной Межпарламентской Ассамблеей СНГ, провели заседания четыре тематических секции: «Вызовы и возможности многообразия культур», «Религиозное измерение межкультурного диалога», «Роль СМИ и образования в межкультурном диалоге», «Межкультурный диалог и социальное взаимодействие: сотрудничество власти и национальных диаспор в мегаполисах».
По итогам конференции участники заседания приняли Декларацию, призывающую представителей всех культурных сообществ, религий и конфессий к поддержанию мира, толерантности и согласию, совместной деятельности на благо наших стран и народов. «Межкультурный диалог – важнейший и вместе с тем один из самых сложных путей обеспечения мирного существования и устойчивого развития в современном мире», – говорится в Декларации.
В шестой раз Межпарламентская Ассамблея СНГ и Парламентская ассамблея Совета Европы проводят международную конференцию по вопросам общеевропейского сотрудничества, напомнил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывая пленарное заседание конференции «Диалог культур и конфессий в новом столетии: перспективы и проблемы».
Подчеркнув, что это событие исключительно важное и знаменательное, он отметил, что в конференции принимают участие представители известных и авторитетных международных организаций, парламентских ассоциаций, религиозных конфессий, причем не только из Европы, но и других стран мира. «Это свидетельствует о том, что форум стал важным каналом международного общения по серьезным международным проблемам», – сказал С. Миронов.
В XXI веке мир столкнулся с новыми опасными вызовами, противостоять которым возможно, только обеспечив широкое культурное общение и взаимопонимание, духовную близость, уважение и толерантность в отношении различных религиозных учений, по которым живут другие народы, продолжил спикер верхней палаты российского парламента. «Мы имеем уникальную возможность в ходе конференции проанализировать и оценить вклад законодателей в диалог между культурами и религиями, в гармонизацию национальных и религиозных отношений на государственном и международном уровнях», – заявил он. С. Миронов подчеркнул, что формирование общего культурного пространства СНГ – одно из ключевых условий диалога культур и религий.
Председатель Совета Федерации привел в пример российский опыт взаимопроникновения и интеграции культур и традиций, заметив, что Россия является одной из наиболее многонациональных и многоконфесссиональных стран мира. По его мнению, цивилизованное единство нашей страны доказывает, что возможность эффективного межкультурного общения существует. «История России с ее опытом интеграции различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности ее народов – наглядное опровержение сомнительной концепции «столкновения цивилизаций», – уверен С. Миронов.
По словам Председателя СФ, сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национальной самобытности народов России – стратегическая задача государственной политики в нашей стране. «Общество лишь тогда в состоянии эффективно решать задачи национального масштаба, когда оно обладает общей системой нравственных ориентиров, основанной на уважении к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти предков», – подчеркнул С. Миронов.
Спикер Совета Федерации обратил внимание участников конференции на инициативу Президента России по созданию мировой библиотеки на основе информационных технологий. По мнению С. Миронова, это послужило бы основой для международного гуманитарного проекта, направленного на сохранение культуры и истории всех народов мира.
Как отметил Председатель СФ, Россия – уникальная страна и в конфессиональном плане. Среди многонационального народа нашей страны есть последователи всех мировых религий. «В современной России сформированы эффективные механизмы, содействующие межконфессиональному миру, диалогу и конструктивному взаимодействию», – сказал он. С. Миронов рассказал о тех российских государственных и общественных структурах, которые работают в этой области.
С. Миронов подчеркнул, что для Российской Федерации очень важным является диалог между православными христианами и мусульманами, которые на протяжении многих веков мирно живут на одной земле. Он отметил значительный потенциал межконфессионального диалога и сотрудничества, накопленный в нашей стране. «Межкультурный диалог, как признало международное сообщество, имеет религиозное измерение. В связи с использованием экстремистами и террористами псевдорелигиозных аргументов для распространения ненависти и страха необходимы новые эффективные шаги по сохранению атмосферы терпимости в отношении между народами, религиями и культурами на основе равенства и взаимного уважения», – заявил С. Миронов.
Межкультурный диалог "Запад - Восток" как фактор формирования толерантности
Статья посвящена, исследованию методологии диалогизма, возможностей межкультурного диалога в формировании общечеловеческой толерантности. В условиях глобализации современного мира межкультурный диалог рассматривается как социокультурный фактор регуляции взаимоотношений между странами, способствующий установлению контактов, осознанию общечеловеческого "мы" и стремлению понять друг друга.
Основной чертой глобального мышления XX в. стала полифония мнений, идейных платформ, позиций, взглядов на мир. Именно это является предпосылкой поиска точек соприкосновения различных культур, их диалога.
В отечественных исследованиях этой проблемы подчеркивается и такая особенность, как тяготение культуры, сформировавшейся и самобытной, к иным ценностям и образам.
Мир объединяется сегодня разнообразными связями: экономическими, технологическими, информационными. Но в нем в то же время врожденные болезни цивилизации - войны - ставят нас перед поистине грозным вызовом.
Как писал С.Хантингтон, цивилизации, существующие сегодня, несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и религии. Люди по-разному смотрят на отношения между богом и человеком, индивидуумом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости своих прав и обязанностей, свободы и принуждения. равенства и иерархии. Эти различия складывались на протяжении веков, и они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями или режимами. Конечно, различия не всегда предполагают конфликт, а конфликт не обязательно означает насилие. Тем не менее они несут в себе потенциал возможных столкновений.
Эти различия определены и терминами "Запад" и "Восток". Как известно, для Запада характерны рационализм, христианская традиция, просветительство, демократия, приоритет индивидуального начала перед коллективистским. Для Востока же, напротив, - мистерия, интуитивизм, буддистская и исламская (и другие) традиции, традиционализм, приоритет коллективного перед индивидуальным, общинность, особый тип государственности, для которого равенство существует в несвободе.
Определения Запада и Востока не следует жестко привязывать к конкретным странам. Это не географические понятия, ведь культуры могут в ходе своего развития приобретать черты как Запада, так и Востока.
В российской действительности легко обнаружить корни обеих цивилизаций, которые часто разобщены. Они соседствуют рядом, но не переплетены, не едины. Мы празднуем два новых года, в некоторых регионах даже три: западный Новый год, который стал уже привычным, православный и восточный. У нас есть и свой, и восточный календарь. Мы лечимся и по западной медицине, и по китайской, и по тибетской: каждый образованный человек слышал о хатха-йоге и у-шу. В этой разобщенности заключаются истоки многих конфликтов. Промежуточное положение России, при котором она, по образному выражению П.Я.Чаадаева, "упирается одним локтем в Китай, а другим - в Германию", вынуждает ее принимать особое участие в решении проблемы диалога культур.
Характерной чертой диалога является возникновение смысловой и социальной целостности, даже если эта социальная целостность образована всего лишь двумя людьми. Существенная черта диалога заключается в том, что ни одному из говорящих не позволяется занимать в беседе центральное положение, т.е. монополизировать право на высказывание (либо на окончательность суждения). В противном случае диалог в большей или меньшей степени приобретает черты асимметрии и. стало быть, обретает тенденцию к превращению в монолог. Поэтому диалог - это признание равноправия частей возникающего целого. Иными словами, лишь диалог может считаться предпосылкой симметричности и равновесия человеческих сил. а потому и основанием ненасильственного (в том числе и культурного) союза.
Сторонники концепций, объединяемых общим названием "философия диалога", не просто ставят понятие диалога в центр своих рассуждений, но и полемизируют с теми философами, которые видят некоторое "я" ("эго") в качестве изолированного и самостоятельного элемента. Тем самым они выступают против принципа "центризма".
При этом предполагается, что человек начинается не с изолированного и самодостаточного "я", а смотрится в "зеркало" другого человека, которое способно открыть ему то, чего он не видит сам и не может увидеть, отражаясь от чисто зеркальных поверхностей. Таким образом, утверждается, что только другой человек может помочь нам узнать всю полноту истины о самом себе. "Философия диалога" кладет в основу рассуждений тезис о том, что "человек как человек начинается не с осознания собственного "я", а с осознания своего отношения к другому человеку".
Философия диалога видит истоки кризисного состояния современной западной культуры в том, что в ее основе лежит именно принцип монолога, т.е. "центризма". В 1922 году вышла книга М.Бубера "Я и Ты", определившая кризис Запада как утрату отношения "Я - Ты". Обычное деление мира на субъект и объект скрывает опасность, толкает рассматривать мир как совокупность вещей, в которых нет места духу, лишает дух опоры в реальности.
Итак, "монологическая" культура, в которой есть фиксированные говорящие и фиксированные слушащие, - это "центрированная культура", под сенью которой могут быть признаны легитимными только "центрированные" формы мысли. Там "Другой" лишается своих неповторимых особенностей и насильственно превращается в "Двойника". Замысел "диалогизма" и состоит в том. чтобы позволить "Другому" оставаться "Другим", что предполагает наличие "нецентрированной" социокультурной целостности.
Возвращаясь к диалогу "Восток-Запад", отметим, что его качество исторически менялось. Например, в XIX веке казалось, что процесс вестернизации приведет к простому выравниванию и европейская (западная) модель станет всеобщей. Однако сам процесс усвоения западной культуры стал давать парадоксальные результаты. Например, в России поначалу шло освоение европейской формы романа, но когда в творчестве Тургенева было достигнуто совершенство, изящество, близкое к французскому, тут же появились Толстой и Достоевский, которые "переломали" это изящество и создали новую форму, внесли в европейский мир русское чувство бездны. противопоставили завершенным формам Европы русскую незавершенность, русскую открытость неразрешимым вопросам - и покорили этим Европу. То же получилось с Индией и Японией. Именно европейски образованные индийские мыслители - Вивекананда, Ауробиндо и др. - создали образ индийской культуры на Западе. Именно европейски образованные японцы передали европейцам и американцам свою преданность дзен-буддизму.
Во времена "железного занавеса" диалог существовал лишь как полемика с выискиванием у противоположных сторон наиболее уязвимых мест. Глобальное противостояние двух мировых систем - коммунизма и антикоммунизма - убеждало в коренной разнородности цивилизационных начал и их неустранимой антиномичности. Естественно, что основное внимание исследователей было сосредоточено на осмыслении и анализе самобытности и неслиянности культурных традиций Востока и Запада. Здесь диалог выступал как закрытая система без обратных связей.
Сегодня мир становится целостным и требует нового сотрудничества, связанного с поисками "со-развития" и взаимной безопасности. В сегодняшнем мире ни одна цивилизация, невзирая на ее культурную специфику не может избежать вовлеченности в глобальные процессы экономической и политической модернизации. Трудно предположить, к примеру, что в этом тесном взаимозависимом мире западные страны способны обеспечить свою безопасность. отвлекаясь от проблем, существующих на Востоке.
В то же время глобальная экспансия западных экономических, политических и культурных стандартов, искусственное насаждение западных образцов культуры в странах восточного региона обостряют и осложняют противоречие между Западом и Востоком, превращают культуру в товар, обмениваемый на широком рынке, где все ценности, складываясь, взаимно аннулируются и где вместо понятия "диалога культур" возникает понятие "обмен продуктами культуры". Рассуждая по этому поводу еще четверть века назад, К. Леви-Строс писал: "Современный человек старается понять различия культур, одновременно уничтожая то. что в них его не устраивает".
Каким будет западно-восточный диалог в ближайшие 10 -15 лет? Будущее неопределенно. Но то, что идеи, влиятельные сегодня, завтра могут потерять свой вес и наоборот, те. которые сегодня имеют лишь маргинальный статус, завтра могут овладеть умами - позволяет рассматривать диалог как фактор формирования общечеловеческой толерантности и борьбы с экстремизмом.