Название проекта:


Вещества вокруг нас

 

Цель проекта :

 

Задачи проекта:

Сроки

Первое полугодие (проект разрабатывается в рамках элективного предпрофильного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека»)

Руководитель проекта

Ромахина Елена Борисовна, учитель химии

Участники проекта

9 класс (14- 15 лет)

Конечный продукт

Электронный путеводитель «Вещества вокруг нас».

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом

Занятие №1.

Введение в проект.

Индуктором запуска проекта может послужить фильм «Живая вода» или слайд-презентация, составленная учителем «Эта обычная и такая необычная вода…». В ходе показа учитель рассказывает о важности этого вещества, о том, что  все химические превращения на Земле происходят или с непосредственным участием воды, или в водных растворах. Учитель акцентирует внимание на уникальных свойствах воды. Важные и хорошо иллюстрированные сведения о свойствах воды способствуют возникновению интереса учащихся к изучению веществ и тел, окружающих нас в быту.

 

Работа с понятийным аппаратом.

Задание для учащихся:

Из предложенного перечня,  выпишите отдельно вещества и тела: мел, чашка, капля росы, ножницы, железо, булавка, поваренная соль, крахмал, алюминиевая ложка, кусочек сахара, снежинка, вода, цветочный горшок, стекло, глина, спичка.

 

После обсуждения результатов выполнения задания, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать отличие понятий вещества и физического тела.

Результаты обсуждения с комментариями учителя заносятся в таблицу.

Понятие

Определение

Вещество

Это та материя из чего состоят физические тела. Вещество характеризуется определенными физическими свойствами.

Физические тела

Это все, что нас окружает.

Химия

Это наука о веществах, их свойствах и превращениях

Свойства веществ

Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Чистые вещества

Это вещества, обладающие постоянными физическими свойствами.

Физические свойства

Агрегатное состояние, цвет, плотность, теплопроводность, запах, растворимость в воде, электрическая проводимость, температура плавления и кипения.

Задачи химии

  1. Изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве.
  2. Получение различных веществ, необходимых в народном хозяйстве.

 

Выбор темы проекта.

Учащимся, предлагается разбиться на малые группы и выбрать тему своего проекта для коллективной разработки. Представитель от каждой группы подходит к непрозрачному мешку и вытягивает вещество или физическое тело, которое предстоит им изучать. В мешке лежат: коробок спичек, тетрадь, стеклянная бутылочка, краски, чашка, солонка с солью. 

 Предлагаемые темы:

1. Бумага - материальный носитель различных видов искусства.

2. От пергамента до наших дней.

3. «Скользкая» и «мокрая» вода.

4. От оконного стекла до витражей.

5. Эти обычные и необычные спички.

6. Соль вокруг нас.

7. Мир ярких красок.

8. Керамика во все времена.

Домашнее задание.

 Сформулировать цель и задачи  группового исследования, для оформления первого слайда презентации.

 

Занятие №2.

Проверка домашнего задания.

Формулирование учителем требований, выдвигаемых к конечному результату исследования.

1.      Подготовка доклада.

2.      Разработка сопровождающей его компьютерной презентации Power Point, выполненной с применением пакета Microsoft Office.

3.      Выступление по выбранной теме с использованием этой презентации.

Требования к презентации:

1.      Количество слайдов в презентации не более 20.

2.      Наличие доклада в виде заметок к слайдам внутри презентации.

3.      Работоспособность ссылок-переходов по слайдам (при их наличии в презентации).

4.      Первый слайд презентации содержит информацию об авторах.

5.      Второй слайд - формулировка целей и задачи данного проекта.

6.      Последний слайд презентации должен содержать список используемых источников информации.

7.      Продолжительность выступления с докладом перед аудиторией на итоговой конференции - не более 10 минут.

Критерии оценки презентации.

 Презентация оценивается в баллах по двум категориям:

1.      Содержание презентации

2.      Оформление презентации.

Содержание презентации:

1.      Грамотное раскрытие учебной темы

2.      Плановое изложение информации: грамотно поставленная цель, наличие вступления, основной части, заключения.

3.      Наличие фотографий, рисунков и других графических объектов, связанных с содержанием.

4.      Наличие подписей к фото, рисункам, диаграммам.

5.      Наличие ссылок на источники информации (текстовые, графические, музыкальные материалы, информацию, взятую из сети Интернет)

Оформление презентации:

1.      Грамотное использование анимации элементов слайдов.

2.      Грамотное использование анимации смены слайдов.

3.      Грамотное использование дополнительных возможностей Power Point : звуковое сопровождение, видео.

4.      Единство оформления всех слайдов презентации: цвет фона, шрифт, графика.

5.      Легкость прочтения текстовой информации - баланс цвета фона и цвета шрифта.

Домашнее задание:

Найти историю открытия и этимологию слова, выбранного вещества или физического тела.

 

Занятие №3.

Проверка домашнего задания.

Лекция: Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа.

Получение дистиллированной воды.

Описание хода работы.

Получение дистиллированной воды

Вода из-под крана чиста, прозрачна, не имеет запаха… Но чистое ли это вещество с точки зрения химика? Загляните в чайник: в нем легко обнаруживаются накипь и коричневатый налет, которые появляются на спирали и стенках чайника в результате многократного кипячения в нем воды. А известковый налет на кранах? И природная, и водопроводная вода – это однородные смеси, растворы твердых и газообразных веществ. Конечно, их содержание в воде очень мало, но эти примеси могут привести не только к образованию накипи, но и к более серьезным последствиям. Не случайно лекарства для инъекций готовят только с использованием специально очищенной воды, называемой дистиллированной.

Рис. 71. Накипь на нагревательном элементе электрочайника

Накипь на нагревательном элементе
электрочайника

 

Откуда взялось такое название? Воду и другие жидкости очищают от примесей с помощью процесса, называемого дистилляцией, или перегонкой. Сущность дистилляции состоит в том, что смесь нагревают до кипения, образующиеся пары чистого вещества

 

отводят, охлаждают и вновь превращают в жидкость, которая уже не содержит загрязняющих примесей.

 

Демонстрационный эксперимент. На учительском столе собрана лабораторная установка для перегонки жидкостей.

Рис. 72. Лабораторная установка для дистилляции жидкостей

Лабораторная установка для
дистилляции жидкостей

 

В перегонную колбу учитель наливает воду, подкрашенную в оранжевый цвет растворимой неорганической солью (дихроматом калия). Так вы воочию убедитесь, что в очищенной воде этого вещества не будет. Для равномерного кипения в колбу бросают 3-4 кусочка пористого фарфора или пемзы (кипелки). В рубашку холодильника подается вода, а перегонная колба нагревается до кипения содержимого с помощью электронагревателя. Пары воды, попадая в холодильник, конденсируются, и дистиллированная вода стекает в приемник. Какую температуру показывает термометр? Как вы думаете, через какой отвод в холодильник подается холодная вода, а через какой она сливается?

Дистиллированная вода используется не только для приготовления лекарств, но и для получения растворов, применяемых в химических лабораториях. Даже автомобилисты используют дистиллированную воду, доливая ее в аккумуляторы для поддержания уровня электролита.

Домашнее задание.

Найти информацию о физических свойствах, особенности строения, составе,  выбранных, учащимися веществ и физических тел.

 

Занятие №4.

Проверка домашнего задания.

Лекция. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

 

Практическая работа: очистка поваренной соли.

 

 

1.                          Растворение загрязненной поваренной соли (смесь соли с песком). В стакан с загрязненной солью налейте примерно 20 мл воды. Чтобы ускорить растворение, содержимое стакана перемешайте стеклянной палочкой (осторожно, не касаясь стенок стакана). Если при этом соль не растворится, добавляйте понемногу воду до тех пор, пока соль не растворится.

2.                          Очистка полученного раствора при помощи фильтрования. Возьмите круглый лист фильтровальной бумаги, сложите его дважды пополам. Раскрытый фильтр поместите в воронку и смочите водой, расправьте его, чтобы он плотно примыкал к воронке. Воронку с фильтром поместите в стакан. Мутный раствор налейте по стеклянной палочке. В стакан стечет прозрачный фильтрат.

3.                          Выпаривание раствора. Полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашку и поставьте ее на кольцо штатива. Нагревайте в пламени, периодически перемешивая фильтрат до полного испарения воды. Полученную соль сравните с исходной.

 

Домашнее задание:

Выращивание кристаллов из раствора.

Для выращивания кристаллов требуется большие стаканы или банки (500 мл.)

В банку наливают раствор соли, из которой выращивают кристалл. На банку кладут палочку, к которой привязывают толстую нитку, опускают ее в раствор соли и накрывают стеклом или блюдцем. На нитку прикрепите один кристаллик правильной формы. В течение опыта счищайте кристаллики, образовавшиеся на других местах нити, и удаляйте их.

Стаканы ставят на полку и стараются не сотрясать их. Время от времени в стакан подливают раствор соли.

На 500 мл воды (при 30 0С) следует брать такие количества солей:

1.       Поваренная соль – 281 г: кристаллы мелкие, белые, прозрачные.

2.       Медный купорос – 200 – 250 г: кристаллы ярко – синие, прозрачные.

3.       Железный купорос – 302 .: кристаллы зеленоватые.

4.       Хромокалиевые квасцы – 400 г: кристаллы сине – фиолетовые.

Найти информацию о влиянии   выбранных веществ на жизнедеятельность организма человека.

 

Занятие №5.

Проверка домашнего задания.

Лекция. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно – восстановительные процессы, протекающие при зажигании спичек. Спичечное производство в России.

Демонстрационный опыт.

Получение белого фосфора из красного.

В пробирку поместить сухой красный фосфор и закрыть куском ваты. Нагревать до появления белых паров фосфора, который конденсируется на стенках. Щипцами вытащить вату и положить ее в емкость с водой. При помощи лучинки с ватой, собрать, образовавшийся белый фосфор со стенок пробирки и вынести на воздух. Произойдет самовоспламенение, вата загорится.

Реакция, лежащая в основе  воспламенении спичечной головки при трении ее о боковую поверхность коробка.

6P+5KClO3 = 5KCl+3P2O5

Показ демонстрационного опыта «Взрыв смеси красного фосфора и бертолетовой соли» на видео.

Домашнее задание:

Найти информацию о классификации, разновидностей, выбранных учащимися,  веществ и физических тел.

Занятие №6.

Проверка домашнего задания.

Лекция. От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Виды бумаги и их практическое применение. Экологические проблемы, связанные с производством бумаги. Целлюлозно-бумажный комбинат на озере Байкал.

 

 

Домашнее задание:

Изготовление бумаги в домашних условиях из вторсырья.

Поместите обрезки бумаги в миксер, предварительно налейте туда воду и измельчите до образования однородной массы. Образовавшуюся кашицу, отфильтруйте от избытка воды и поместите на кусок ткани. Сверху накройте куском марли и прогладьте. Полученный образец принесите на урок.

 

Занятие №7.

Проверка домашнего задания.

Лекция. Карандаши и акварельные краски. Графит. Пигменты. Состав и виды акварельных красок.

Показ презентации: «Углерод и его аллотропные модификации».

Домашнее задание:

Провести эксперимент. Действие растворов кислот и щелочей на растительные индикаторы.

Приготовить растворы растительных индикаторов можно,  используя  соки свеклы, красной капусты, малины, черники, клюквы, черной смородины, фиалки, тюльпана.

Приготовить раствор щелочи (например, мыла или соды). Раствор должен быть прозрачным и без пены.

Приготовить раствор кислоты. С этой целью столовый уксус 9% разбавить кипяченой водой в соотношении 1:5. Можно использовать раствор лимонной кислоты. Для этого надо взять кислоту в небольшом количестве и растворить в четверти стакана кипяченой воды.

Поочередно испытать каждый из приготовленных индикаторов, добавляя его равными небольшими порциями в воду, раствор кислоты и раствор щелочи.

По результатам наблюдений заполнить таблицу.

Растительные индикаторы

Цвет растительного индикатора

 

В воде

В растворе кислоты

В растворе щелочи

 

Занятие №8.

Проверка домашнего задания.

Лекция. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Цветные стекла.

 

Практическая работа.

Примеры физических явлений.

Возьмите стеклянную трубочку (диаметр примерно 5 мм) и поместите ее средней частью в пламя спиртовки. После сильного накаливания стекла попытайтесь трубочку согнуть или растянуть.

Кусочки стекла растереть пестиком в фарфоровой ступке, добавить воды. В полученную массу добавить несколько капель индикатора фенолфталеина. Наблюдать,  бледно-розовое окрашивание. Вывод: происходит выщелачивание стекла. Извлечение силикатов, которые в воде подвергаются гидролизу.

Na2SiO3 + H2O = NaHSiO3 + NaOH

Домашнее задание:

Провести домашний опыт: «Искусственный сад».

Возьмите несколько узеньких стеклянных сосудов (цилиндров, баночек или бутылочек). Налейте в них раствор силикатного клея (канцелярского). Для приготовления раствора в банку с кипяченой водой добавьте клей (3:1), дайте постоять и профильтруйте через вату или слой марли.

Затем в каждый сосуд бросьте маленький кристаллик разных веществ (например, перманганата калия, хлорида железа, медного купороса) и наблюдайте. Поверхность можно закрепить расплавленным парафином.

Сразу же начинается процесс взаимного проникновения частиц вещества и их взаимодействие, возникают образования причудливой формы разного цвета, напоминающие водоросли.

 

Занятие №9.

 

Лекция. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из фарфора и фаянса.

Показ презентации «Художественные произведения искусства».

В презентации представлены работы великих художников, полотна, написанные, маслом и акварелью. Изделия из хрусталя и цветного стекла, витражи. Фарфоровая и фаянсовая посуда. Изделия из керамики. Фотографии соляных копей в  Величке (Польша). Фотографии снежинок.

Домашнее задание:

Подобрать иллюстративный материал, отражающий применение, выбранных учащимися веществ и тел.

Найти интересные факты, рассказывающие о этих веществах.

 

Занятие №10-13.

Проверка домашнего задания.

Обработка собранного материала. Получение конечного продукта.

 

Занятие №14

 

Консультации, корректировка текстов в исследовательских работах. Подготовка доклада для заключительной конференции.

 

Информационно-коммуникационое сопровождение проектной деятельности

 

http://www.gicpv.ru/book31-20-2.htm

http://gureev.nnov.ru/water

http://prom-water.ru/base/basewater/ovodeobchie/krugovorotvodi/

http://www.agrovodcom.ru/info_krugovorot.php

Видеоролик:

http://www.youtube.com/watch?v=5wXcsvS-xPY

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8C

http://n-t.ru/ri/kk/hm03.htm

http://www.sunhome.ru/journal/15726

http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/A4744485CBE1A900C325744A007481BD

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8

http://www.alhimikov.net/himerunda/spitchka.html

http://www.calend.ru/event/4945/

http://www.alabin.ru/alabina/exposure/collections/ethnography/match/

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&stype=image

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
http://www.biysk.ru/~karman/mat_vol_nat_chelk_legenda_chelk.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0

http://www.librero.ru/article/pott/buum/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20038/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A6%D0%91%D0%9A

Видеоролики:

http://www.youtube.com/watch?v=Fn7_TiI0ShM

http://www.youtube.com/watch?v=o8SSI1SxcQQ

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%88

http://xarhive.narod.ru/Online/subst/vvk.html

http://www.staedtler.com/upload/graphite_video_eng_16461.mpg

http://www.eco-trade-group.ru/goods/descript/pigmente.htm

http://www.art-con.ru/node/983

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%82

 http://www.art911.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=22

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE

http://megatavr.com/rus/articles/index.php?art=02

Видеоролики:

http://www.youtube.com/watch?v=8dOL1FKI6qQ

http://www.youtube.com/watch?v=Z8EfDzTEz0E

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE

http://megatavr.com/rus/articles/index.php?art=02

Видеоролики:

http://www.youtube.com/watch?v=8dOL1FKI6qQ

http://www.youtube.com/watch?v=Z8EfDzTEz0E

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B

http://www.keramart.com/uchiebniki/glina_vidy_ghliny.html

http://www.5ballov.ru/referats/preview/77670

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81

Видеоролики:

http://www.youtube.com/watch?v=vCXXTjHfYLo

http://www.youtube.com/watch?v=GAWumAAkAV0

 

Защита проекта на итоговой конференции. Презентация электронного путеводителя «Вещества вокруг нас».

Выступление групп учащихся по выбранной теме с использованием презентации.

 

Рефлексия.

Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:

 

В ходе защиты проектов, остальные группы оценивают и записывают полученный результат, по следующим критериям:

 

Презентация оценивается в баллах по двум категориям:

 

Содержание презентации

Баллы

1. Грамотное раскрытие учебной темы (0 -10)

 

2. Плановое изложение информации: грамотно поставленная цель, наличие вступления, основной части, заключения. (0 – 10)

 

3. Наличие фотографий, рисунков и других графических объектов, связанных с содержанием (0 – 10)

 

4.Наличие подписей к фото, рисункам, диаграммам (0 – 5)

 

5. Наличие ссылок на источники информации (0 – 10)

 

Оформление презентации

 

1. Грамотное использование анимации элементов на слайде (0 – 5)

 

2. Грамотное использование анимации смены слайдов (0 – 5)

 

3. Грамотное использование дополнительных возможностей Power Point: звуковое сопровождение, видео. (0 – 5)

 

4. Единство оформления всех слайдов презентации: цвет фона, шрифт, графика. (0 – 5)

 

 

5. Легкость прочтения текстовой информации - баланс цвета фона и цвета шрифта. (0 – 5)

 

 

 

Итого: