Содержательная характеристика курса
"Основы социального проектирования".


1. Введение в проектирование

 Порядок и хаос. Мир: природа и действительность как система. Системный подход. Состав и структура систем. Цели, целесообразность, целеосуществимость. Системообразующая деятельность. Полезный результат. Связи: случайность, необходимость, причинность. Технологический подход: логика действий. Практика - критерий истинности знания. Понятие о проектной культуре. Личностные качества проектировщика.

2. Общие основы проектирования

 Моделирование, проектирование и конструирование: сущность понятий и деятельности. Концепция как совокупность идей, ценностей, принципов. Ценностно-смысловой самоопределение проектировщиков. Диагностика как изучение действительности. Проблема как противоречие. Генерирование идей, проблем, целей, задач.
 Плюрализм и толерантность в проектировании. Логики и этапность в проектировании. Социальные роли проектировщиков как "решателей" конкретных задач проектирования. Многообразие форм проектирования. Цикличность в проектировании. Состав и структура проекта. Язык изложения результатов проектирования.

3. Формотворчество в проектировании.

 Рефлексия в проектировании. Критерии и показатели эффективности проекта. Экспертиза и самоэкспертиза в проектировании. Оформление материалов проекта. Театрализация материалов проекта. Подготовка к защите и защита проекта. Театрализация результата: "Праздник проектировщиков".

 Возможно и иное построение курса, когда логика развертывания содержания теоретического материала сопряжена с логикой проектирования. Этот вариант наиболее приемлем для классов, в которых одновременно разрабатывается проект и идет изучение теоретического материала. Первый же вариант можно рекомендовать для классов, которые захотят сначала изучить всю теорию проектирования, а затем приступить к разработке проектов. Хотя это и не исключает многократного (по мере необходимости) возвращения к теории.

 Этот теоретический материал возможно изучать не только на специальных занятиях, но и на привычных нам уроках.
 Например, понятия "порядок и хаос", легко объяснить на уроке чтения при составлении пословиц, поговорок из "рассыпанных" слов.
 Понятия "Мир: природа и действительность как система" - на уроках по ознакомлению с окружающим миром на материале об экосистемах, об организме человека.
 Понятия "Технологический подход: логика действий" - на уроках трудового обучения при составлении плана изготовления изделия.

 Кроме изучения теории, учащиеся уже со 2 класса разрабатывают социальные проекты и участвуют с ними в школьных конкурсах и фестивалях проектов которые проводятся с октября по март каждый учебный год.

 Но мы считаем, что некоторые аспекты нужно проработать с учащимися уже в 1 классе, чтобы во 2 классе легче, спокойнее, на подготовленной почве, сразу начать разработку уже конкретного проекта, уложиться в отведенные сроки и не перегрузить учащихся новой для них информацией.

 Предлагаем рассмотреть примерный вариант пропедевтического курса по основам социального проектирования в начальной школе для учащихся 1-х классов.
 Номера занятий, распределение материала для каждого занятия очень условны. Некоторые занятия, следующие друг за другом, можно объединять, а некоторые - наоборот разбить на несколько частей. Это зависит и от уровня усвоения материала детьми, и от осведомленности учителя в данном вопросе.
 Проведение этих занятий и вообще работа по формированию у детей проектной культуры, требует от учителя достаточно большой предварительной подготовки. Постоянными спутниками и у вас, и ваших детей станут справочники и словари. Но уж если работа будет выполнена качественно, как говорится "от души", то и результат будет прекрасный.
 Под тему проекта можно легко выстроить всю воспитательную работу с классом в течении учебного года и экскурсии, и тематические родительские собрания, и систему классных часов, и организацию перемен и т.д.

Желаем успеха!


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
В РАМКАХ КУРСА "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ".


ЗАНЯТИЕ 1.

1 этап

- Зачем дети ходят в школу?

- Зачем нужно учиться?

- Кто вам помогает учиться? (учителя, родители, старшие братья и сестры, одноклассники)

- Что вам помогает учиться? (учебники, справочники, словари, компьютерные программы)

- Какие вы знаете словари? (толковый, орфографический, иностранных слов и т.д.)

- Нам нужно научиться ими пользоваться. (Поискать в различных словарях те слова, которые назовут дети)

- Какие учебники есть у вас?

- А какие учебники есть у старших детей?

- Где можно увидеть учебники для всех классов нашей школы? (в библиотеке)

2 этап

- Провести экскурсию в школьную библиотеку и познакомить детей с библиотекарем.

3 этап

- Познакомить с различными видами справочной литературы.

 

ЗАНЯТИЕ 2.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Почему родители отдали вас именно в нашу школу? (выслушать высказывания детей)

- Нравится ли вам в нашей школе?

- Что нравится?

- Что родители вспоминают из своих школьных лет и рассказывают вам?

3 этап

- Нарисуйте нашу школу и своих товарищей. (сделать выставку рисунков)

ЗАНЯТИЕ 3.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Проведем экскурсию по нашей выставке рисунков. Экскурсоводами будете вы сами.

- Какие предметы изучают в школе?

- Чему учатся на этих занятиях? (выслушать высказывания детей и скорректировать их)

- Какие любимые предметы были у ваших родителей? Почему они им нравились?

- А какие предметы нравятся вам? Почему?

3 этап

- Далее проводится экскурсия по кабинетам школы с рассказами учителей старших классов о предметах, которые они ведут. (желательно с проведением опытов, с показом таблиц, карт, схем и т.п.)

ЗАНЯТИЕ 4.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- В нашей школе есть необычный предмет – социальное проектирование.

- Что же изучают на этих занятиях? (выслушать мнения детей)

- Чтобы в этом разобраться, нужно понимать смысл названия.

- Это название состоит из двух слов – социальное и проектирование.

- Сначала разберемся со словом «проектирование». Оно образовано от слова «проект». (учитель вывешивает табличку с этим словом на специальный стенд)

- В каких словарях можно найти значение этого слова? (в толком и в словаре иностранных слов).

- Что же мы узнали об этом слове из каждого словаря? (учитель вывешивает таблички с выписками из словарей на специальный стенд)

- Включаем это слово в список словарных слов для запоминания.

3 этап

- Делаем вывод – проект (в переводе с латинского языка – «брошенный вперед») – план, замысел. (и эту информацию тоже вывешиваем на стенд)

ЗАНЯТИЕ 5.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Проект – это план, замысел.

- Учимся составлять планы работы. (учитель предлагает составить план решения задачи, написания картины и план изготовления поделки по труду)

- Вывешиваем эти планы на стенд.

- Можно ли менять порядок выполнения действий в этих планах? (нет)

- Почему? (выслушиваем мнения детей)

3 этап

- Делаем вывод: план должен быть продуман и четко составлен, одно действие следует за другим.

- Вывешиваем и эту информацию на наш стенд.

ЗАНЯТИЕ 6.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

 

2 этап

- Повторим, каким должен быть план? (обратить внимание детей на то, что эта информация есть на стенде).

- Если этого не сделать, то что-то получится, но не то, что мы задумали, запланировали.

- Рассмотрим это на примере. Я сделала себе чертеж, но вам его не показываю, а только говорю, что нужно сделать.

- Вам уже выданы альбомные листы, разделенные на 12 равных частей.

- Работать нужно поочередно в каждой части, четко выполняя мои указания.

 

- В первой части вам нужно провести цветными карандашами несколько линий.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (нет четкого количества линий)

 

- Во второй части вам нужно провести цветными карандашами пять линий.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (линии прямые или волнистые)

 

- В третьей части вам нужно начертить цветными карандашами пять линий, а это значит, что они должны быть только прямыми.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (не указано направление линий)

 

В четвертой части вам нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных линий.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (линии разные по длине)

 

В пятой части нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных линий одинаковой длины.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (длина линий различна)

 

В шестой части вам нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных линий, длиной пять сантиметров.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (не совпадает цвет)

 

В седьмой части вам нужно начертить двумя цветными карандашами пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (разные варианты подбора карандашей)

 

В восьмой части вам нужно вам нужно зеленым и красным карандашом пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (разные варианты чередования зеленого и красного карандашей)

 

- В девятой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (не указано, с какого карандаша начать работу)

 

- В десятой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой по цвету, начиная с красного.

- Сравним полученные работы.

- Почему получилось по-разному? (линии находятся на разном расстоянии друг от друга)

 

- В одиннадцатой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой по цвету, начиная с красного и располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга. (на листе заранее учителем поставлены точки ориентира)

 

-Вот теперь мой чертеж совпал с вашим. В двенадцатой части пишем «УРА!»

3 этап

- Какой делаем вывод? (выслушать мнения детей)

- Надо перед началом работы четко ставить задачи, тогда работа будет выполнена так, как планировали.

- Размещаем эту информацию на нашем стенде.

4 этап

- Тот, кто захочет, может составить аналогичное задание к следующему занятию.

ЗАНЯТИЕ 7.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Выполним некоторые задания, которые вы придумали дома. (учитель заранее проверил эти работы детей)

ЗАНЯТИЕ 8.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Что важно помнить при составлении плана? (выслушать высказывания детей и скорректировать их)

- Прочитаем нужные нам сведения на нашем стенде.

- Попробуем составить план жизни нашего класса на завтрашний школьный день. (выслушать предложения детей, скорректировать формулировки, записать на доске полученный план)

- Может ли что-то помешать нам его полностью выполнить? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Что? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Разместим табличку с этим словом на нашем стенде.

- Найдем это слово в словарях, которыми мы постоянно пользуемся. (дети с помощью учителя находят это слово, а все читает и разъясняет учитель)

- Включим это слово в наш список словарных слов.

- Нужно ли подумать заранее, как можно справиться с возможными проблемами? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Самой реальной из ожидаемых проблем может стать плохая погода, которая помешает нам выйти на прогулку. Ищем выход. (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- У нас получилось 2 варианта решения этой проблемы.

- Рассмотрим внимательно первый из них. (учитель записывает этот план на доске).

- 1 вариант: проведем подвижные игры в спортивном зале или в рекреации.

- Значит, нам нужно заранее, сегодня, вспомнить различные варианты интересных подвижных игр, в которые можно поиграть в помещении. (выслушать предложения детей, скорректировать их)

- Давайте сыграем! (учитель выводит детей в рекреацию и проводит 1-2 игры)

- В остальные игры будем играть на переменах.

- Рассмотрим внимательно второй вариант решения проблемы. (учитель записывает этот план на доске).

- 2 вариант: подышим свежим воздухом на крыльце школы под навесом, где побегать нельзя, поэтому поиграем в игры со словами.

- Значит, нам нужно заранее, сегодня, вспомнить различные варианты интересных игр со словами. (выслушать предложения детей, скорректировать их)

- Давайте сыграем! (учитель проводит 1-2 игры).

- В остальные игры будем играть в любое свободное время.

3 этап

- Итак, делаем вывод – мы с вами смогли найти пути решения возникшей у нас проблемы.

4 этап

- Попробуйте составить дома план на оставшуюся после школьных занятий часть вашего завтрашнего дня, обдумайте возможные проблемы и подберите пути их решения.

- Попросите родственников, чтобы они помогли вам записать этот план и пути решения возможных проблем.

 

ЗАНЯТИЕ 9.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Давайте послушаем и обсудим несколько планов, которые вы составили дома (учитель заранее просмотрел эти работы, внёс необходимые коррективы)

- Возможны ли другие пути решения проблем, о которых говорили ребята? (обсудить предложенные варианты)

3 этап

- Какие же важные понятия услышали и обсудили?

- Да, это «ожидаемые проблемы» и «пути решения проблем».

- Разместим таблички с этими понятиями на нашем стенде.

ЗАНЯТИЕ 10.

(К этому занятию нужно заранее подготовить фотографии гор, альпинистов, снаряжения для восхождения и т.п.)

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Представьте себе, что вы сегодня не ученики, а альпинисты.

- Кто это такие? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Рассмотрим несколько фотографий.

- Чем отличаются альпинисты от других путешественников, спортсменов? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Нужно ли составлять план подготовки к восхождению на вершину? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Что нужно включить в план? Подготовку снаряжения? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Какое снаряжение понадобится? (выслушать мнения детей, скорректировать их, записать названия на доске)

- Рассмотрим это снаряжение на фотографиях.

- Прочитаем ещё раз список необходимого снаряжения, записанный на доске.

- Вот такой набор необходимых для осуществления плана предметов и материалов называется «материальные ресурсы».

- Разместим эту информацию на нашем стенде.

- Найдем слово «ресурсы» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а всё читает и разъясняет учитель)

- Включим это слово в наш список словарных слов.

3 этап

- Подумайте дома, какие материальные ресурсы нужны, чтобы сшить красную одежду. Попросите родственников помочь вам составить такой список.

ЗАНЯТИЕ 11.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Расскажите, какие материальные ресурсы вам понадобятся, чтобы сшить красивую одежду (учитель заранее просмотрел и скорректировал эти работы)

3 этап

- А теперь снова возвращаемся в горы. На нас настоящее альпинистское снаряжение.

- А откуда мы взяли все это снаряжение? (нужно получить от детей ответ «купили в специализированном магазине»)

- Есть ли в нашем городе или неподалеку от него настоящие горы, как на тех фотографиях, которые вы видите на доске?

- Как же мы попадем в горы, на которые хотим совершить восхождение? (нужно получить от детей ответ «полетим самолетом, поедем поездом, автобусом»)

- Кто из вас летал на самолете, ехал на поезде?

- Что нужно иметь, чтобы тебя пропустили в поезд или самолет?

- Где продают билеты?

- А что нужно иметь, чтобы купить билеты? (надо получить от детей ответ «нужное количество денег»)

- Если денег мало, а билет стоит дорого, нам его продадут?

- Так нужно ли учитывать количество денег, которые мы можем потратить на покупку билетов, снаряжения, продуктов?

- А в других проектах это надо учитывать? (нужно получить от детей ответ, что это обязательное условие осуществления задуманного)

- Такой расчет денежных средств называется «бюджет»

- Размещаем табличку с этим понятием на нашем стенде.

- Найдем слово «бюджет» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а всё читает учитель)

- Включим это слово в наш список словарных слов.

4 этап

- Попробуйте дома составить бюджет для похода вашей семьи в кинотеатр. Попросите родственников помочь вам в этой работе. На следующем занятии мы обсудим эти работы.

ЗАНЯТИЕ 12.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Расскажите, какой расчет бюджета для похода в кинотеатр у вас получился (учитель заранее просмотрел и скорректировал эти работы)

- А теперь снова превращаемся в альпинистов.

- В какое время года лучше совершать восхождение в горах?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Нужно ли это учитывать при составлении подготовки к восхождению? (нужно получить от детей положительный ответ и прокомментировать его)

- Что ещё нужно включить в план подготовки к восхождению? Сколько времени нам на это понадобится? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Посмотрите, какой план получился у меня (учитель демонстрирует и комментирует заранее составленный им план с указанием количества времени, необходимого для разработки каждой позиции)

- Делаем вывод – в плане нужно четко указать время начала и окончания работ по осуществлению проекта.

- Размещаем табличку с этой информацией на нашем стенде.

- Может ли время окончания работы измениться?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Да, кроме ожидаемых проблем могут возникнуть и неожиданные, которые повлияют на время окончания работы.

3 этап

- Выполните дома какую-нибудь интересную поделку из бумаги.

- Как вы сейчас думаете, сколько времени для её изготовления вам понадобится? (учитель заранее приготовил список класса и теперь возле каждой фамилии записывает то количество времени, которое называет ребенок, каким бы абсурдным оно не казалось)

- Попросите родственников подсчитать и записать, сколько времени вы на самом деле потратили на изготовление поделки.

- На следующем занятии мы сделаем выставку ваших поделок и сравним временные отрезки.

ЗАНЯТИЕ 13

1 этап

Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Покажите свои поделки из бумаги и скажите, сколько времени вы потратили на их изготовление (учитель записывает эти сведения в тот же список, который он начал составлять на прошлом занятии)

- У нас получилась замечательная выставка и интересная временная табличка.

- Сравним количество времени, которое вы планировали потратить с реальным временем, за которое вы изготовили поделку.

- Вывод – вам пока еще очень трудно правильно рассчитывать свое время, поэтому нужно прислушиваться к мнению, к советам взрослых.

3 этап

- А любите ли вы прислушиваться к мнению, к советам других людей?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Бывают ли у вас дома семейные советы?

- Какие вопросы вы на них обсуждаете?

- Бывает ли так, что ваше мнение не совпадает с мнением других членов семьи?

- Как вы тогда поступаете?

- Как же суметь договориться с людьми, а не поссориться? (нужно получить от детей ответ, что для этого надо составить определенные правила поведения)

- Есть ли у вас в семье такие правила?

- А хотите ли вы, чтобы такие правила в вашей семье появились?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Можно ли считать, что наш класс тоже как бы большая семья? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Значит нам тоже нужны такие правила?

- Послушайте, какие правила поведения школьников записаны в уставе нашей школы (учитель зачитывает и комментирует некоторые из них, актуальные для учащихся 1 класса)

4 этап

- Я раздаю вам листы, на которых написано «Правила мирной жизни в нашем классе» (учитель приготовил эти листы заранее)

- Попробуйте дома придумать такие правила. Попросите родственников помочь вам их записать.

ЗАНЯТИЕ 14.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Обсудим, какие «Правила мирной жизни в нашем классе» вы придумали. (учитель заранее разместил на доске все детские работы)

- Некоторые правила повторяются.

- Как вы думаете, почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- К следующему занятию я составлю единый список таких правил, взяв за основу эти ваши работы. Но назову его по другому – кодекс проектировщика.

- Можно ли вас назвать проектировщиками?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Действительно, если мы разрабатываем проекты, значит мы проектировщики.

- Размещаем эту информацию на нашем стенде.

- Включаем это слово в список словарных слов.

- А что такое «кодекс»? (выслушать мнения детей)

- Где найти точное определение этого слова?

- Найдем слово «кодекс» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а всё читает и разъясняет учитель)

- Значит, кодекс – это список правил.

- Разместим эту информацию на нашем стенде.

- Включим это слово в наш список словарных слов.

- Итак, наши «Правила мирной жизни» теперь называются «Кодекс проектировщика».

- Размещаем табличку с этими словами на нашем стенде.

- Могут ли в кодексе проектировщика появляться изменения? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Действительно, как только начнется работа над конкретным проектом, прибавятся и новые правила её выполнения. Но это будет уже в следующем году.

- А я жду вас на следующем занятии, юные проектировщики!

ЗАНЯТИЕ 15.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Вернемся еще раз к определению, что такое проект.

- Прочитаем эту информацию на нашем стенде.

- Что такое план, как его составлять мы с вами уже говорили.

- Вспомните, какие основные правила нужно помнить при составлении плана (учитель ведет диалог с детьми, работая с информацией, размещенной на стенде)

- Можно ли считать, что любой составленный план будет считаться проектом? (нужно получить от детей отрицательный ответ)

- Вчитываемся в определение, что такое проект.

- Какие еще понятия, кроме слова «план», мы там видим?

- Что значит слово «замысел»? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Что значит «брошенный вперед»? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Значит, проект – это план разработки того, чего ещё нет, чего раньше никто ещё не видел, не делал, о чём мы ещё только мечтаем, что мы ещё только «замысливаем».

- Разместим эту информацию на нашем стенде.

- Представьте себе, что вы – строители, а я – ваш главный начальник.

- Что делают строители? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Что делают начальники? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Если начальник приносит строителям готовый чертеж строительства дома и говорит: «Постройте такой дом!» - будут ли строители составлять план такой работы? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Будет ли этот план считаться проектом? (нужно получит от детей отрицательный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Если начальник приходит к строителям и говорит: «Давайте вместе придумаем новый, красивый, необычный, удобный, современный дом, сделаем его чертежи, а потом его построим!» - будут ли строители составлять план такой работы? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Будет ли такой план считаться проектом? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

3 этап

- Нарисуйте дома такие необычные красивые современные дома. Устроим путешествие в город будущего.

- А на следующем занятии у нас – экскурсия!

ЗАНЯТИЕ 16.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Прогуляемся по нашему городу будущего (учитель заранее организовал выставку детских работ)

- Если вдруг настоящие конструкторы, строители, архитекторы захотят построить вот такие дома и проведут огромную работу для этого, будет ли эта их работа считаться проектом? (нужно получить от детей положительный ответ)

3 этап

- А теперь – на экскурсию! (экскурсия может быть как реальной, так и виртуальной, если есть возможность использовать соответствующую аппаратуру).

- В вестибюле мы видим панно с гербом нашей школы.

- Это проектная работа двух разных классов. Уже много лет назад ученики 9 класса придумали, как будет выглядеть наш герб, договорились в типографии, чтобы его напечатали на бумаге, изготовили с этим гербом флаг, который поднимают на празднике в День Знаний.

- Почему эту работу можно считать проектной? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- 3 года назад ученики 4 класса изготовили вот это панно с гербом нашей школы. Они определили, какого размера оно будет, из каких материалов его изготовить, где его лучше разместить, какую раму подобрать и многое-многое другое.

- Почему эту работу можно считать проектной? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

4 этап

- Зайдем в актовый зад нашей школы. Занавес на сцене – это тоже результат проектной работы 8 класса, выполненной несколько лет назад.

- Подумайте и расскажите сами, какие задачи выполнили эти ребята, чтобы у них в результате получился такой красивый занавес? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Да, действительно, они продумали и цвет, и фактуру материала, рассчитали размер, договорились о пошиве такого огромного занавеса, нашли деньги, чтобы купить ткань и выполнили ещё много других задач, которые они запланировали заранее.

5 этап

- На 2 этаже вы видели ещё одно панно.

Это панно несколько лет назад изготовили ученики 7 класса. Это была их проектная работа. Выполнено это панно из зерен различных растений.

- Расскажите о задачах и результатах этой работы. Как вы их себе представляете? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Если бы их классный руководитель просто говорила бы ребятам, что сделать сначала, что потом, какие зёрна брать и т.д., был бы это проект? (нужно получить от детей отрицательный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

6 этап

- Попробуем и мы сделать на уроке труда интересное панно, используя различные крупы и зерна.

ЗАНЯТИЕ 17.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Может ли работа по созданию спектакля, концерта считаться проектной? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Если я сейчас скажу вам, что мы будем ставить сказку «Теремок», раздам роли, кому захочу, попрошу выучить слова, принесу из школьной гардеробной костюмы мышки, лягушки и других героев, я назначу дату спектакля, а вы все мои задания очень хорошо выполните, можно ли будет сказать, что это проект нашего класса? (нужно получить от детей отрицательный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

3 этап

- Посмотрим, как работали над проектом по созданию спектакля ученики 2 класса. Вот как они рассказывали об этом сами:

«После проведения «мозгового штурма» и анализа анкет «Какими мы хотим быть»и «Что мы любим делать», нам стало понятно, что нужна тема, где нужно выступать перед зрителями, изображать кого-то или что-то, фантазировать, рисовать, говорить, петь и где все найдут себе работу по душе и проявят свои скрытые способности и улучшат свои явные способности.

Мы решили, что нам очень подойдет тема «Театр».

Но некоторые ребята стеснялись выступать и боялись забыть слова роли. Поэтому «Театр» превратился в «Кукольный театр», где самих артистов не видно, где слова можно подсмотреть или подсказать незаметно для зрителей.

Это решение устроило всех. Мы решили показать кукольный спектакль, изготовив весь реквизит своими руками и доставить радость себе и другим.»

Цель проекта: Демонстрация кукольного спектакля учащимся 1-х классов по пьесе С.Я.Маршака «Теремок».

Некоторые задачи проекта:

- узнать, какие бывают виды театров и театральные жанры.

- выяснить особенности кукольных театров

- побывать за кулисами кукольного театра

- выбрать пьесу для постановки

- узнать, чем отличаются пьесы от обычных сказок или стихов

- скорректировать сценарий, чтобы всем хватало ролей

- создать весь театральный реквизит (кукол, ширму, занавес, декорации) своими руками на уроках труда и дома

- распределить роли

- подобрать музыкальное сопровождение

- определить время и место проведения спектакля

- разработать эскизы и изготовить афиши и приглашения

 

- Сложно выполнить все эти задачи?

- А ребятам это удалось, и они заняли в конкурсе 1 место.

5 этап

- Вы тоже научитесь разрабатывать очень хорошие проекты.

- А пока попробуйте провести дома маленький концерт-проект, где вы всё-всё придумаете и сделаете сами.

- На следующем занятии об этом поговорим.

ЗАНЯТИЕ 18.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Расскажите, кому удалось порадовать родственников своим концертом? (выслушать рассказы детей)

- Можно ли эти концерты считать хоть чуть-чуть похожими на проектную работу?

- Помните ли вы, что наши школьные называются социальными?

- А что значит социальный? Где об этом узнать?

Найдем значение этого слова в тех словарях, которыми мы пользуемся постоянно (дети с помощью учителя находят это слово, всё читает и разъясняет учитель)

- Социальный – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

- Размещаем эту информацию на нашем стенде.

- Как вы понимаете смысл этого определения? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

3 этап

- Действительно ли те проекты, о которых мы с вами говорили, являются социальными? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- А какие ещё бывают виды проектов? (выслушать мнения детей)

- Видов проектов много, в школе вы будете заниматься социальными и учебными проектами.

ЗАНЯТИЕ 19.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Должен ли социальный проект приносить пользу? (нужно получить от детей положительный ответ)

- А кому? (выслушать мнения детей)

- Действительно, он принесёт пользу и тем, кто его разрабатывает, и тем, для кого этот проект разрабатывается.

- Какую пользу наш проект может принести другим людям? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Какую пользу наш проект может принести нам самим? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Нужно ли подумать о полезности проекта заранее, ещё в начале его разработки? (нужно получить от детей положительный ответ)

- Вот такие раздумья о пользе своей работы принято называть ожидаемый полезный результат.

- Разместить эту информацию на нашем стенде.

3 этап

- Давайте подумаем, какой полезный результат ожидали получить ребята, о проектах которых мы с вами говорили.

- Сначала поговорим о создании панно с гербом школы

- Потом – занавес

- Затем – панно из зерен

- И, наконец, спектакль «Теремок»

(в каждом случае отдельно нужно выслушать мнения детей, скорректировать их)

Вот видите, как полезно заниматься проектной работой.

ЗАНЯТИЕ 20.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Посмотрите на наш стенд, где постепенно появилось очень много различных табличек с информацией

цель проекта

задачи проекта

начало работы

окончание работы

этапы работы

ожидаемые проблемы

пути решения проблем

бюджет проекта

ресурсы

ожидаемый полезный результат

кодекс проектировщика

- А все вместе они называются бизнес-план или план работы.

- Вспомните, о чём нам может рассказать каждая из этих табличек (выслушать высказывания детей, скорректировать их)

- Если в самом начале нашей работы по созданию проекта, мы как следует обдумаем все эти позиции, составим из них бизнес-план и будем четко его выполнять, наш проект точно будет удачным. Тогда и работа над ним принесет нам много пользы и удовольствия.

- Размещаем на нашем стенде ещё одну табличку с информацией о бизнес-плане или плане работы и ждём следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 21.

1 этап

 

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Чтобы работа приносила удовольствие, нужно правильно выбрать тему проекта.

- Что надо учитывать при выборе темы проекта? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Посмотрите на те записи, которые я сделала на доске, но вы их пока ещё на видели (учитель заранее приготовил всё необходимое)

- Что надо учитывать при выборе темы проекта:

- чтобы в работе над проектом мог участвовать весь класс

- чтобы тема была всем интересна

- чтобы тема была посильной

- чтобы тема была своевременной, актуальной

- чтобы тема соответствовала школьной теме (если таковая заявлена)

- чтобы работа над этой темой всем принесла пользу и удовольствие

- Давайте разберемся с каждым пунктом по очереди (прочитать, обсудить, скорректировать высказывания)

3 этап

- Послушайте рассуждение юных проектировщиков о выборе темы проекта и постарайтесь догадаться, над каким проектом они работали.

 

«В 2005-2006 учебном году все социальные проекты в нашей школе были объединены общей темой «Театральный фестиваль».

На наш выбор повлияло несколько причин:

- мы заканчиваем начальную школу и хотелось порадовать тех, кто идет нам на смену

- дата презентации по жеребьевке выпала на февраль, а на это время как раз приходится окончание «АЗБУКИ» у первоклассников, поэтому логично было их чем-нибудь порадовать

- спектакль мы уже создавали и некоторый опыт приобрели, а хотелось узнать что-либо новое

- концерт не предполагает активного участия зрителей

- малыши 7 лет не могут долго сидеть спокойно и слушать, а во время шоу можно подвигаться, покричать, спеть, поучаствовать в конкурсах

- в шоу можно использовать любые жанры - песни, танцы, конкурсы, розыгрыши, рисунки, загадки – и привлекать к участию зрителей

- хотелось, чтобы каждый проектировщик проявил свои таланты.

 

Поэтому мы решили подготовить и провести для первоклассников…

- Так над каким же проектом ребята работала? Что решили подготовить и провести? (выслушать мнения детей)

- Действительно, они решили подготовить и провести театрализованное шоу «Прощание с «Азбукой»

- Учли проектировщики те рекомендации, о которых мы говорили в начале занятия? (нужно получить от детей положительный ответ)

4 этап

- Докажите это (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Разместим табличку с информацией о правилах выбора темы проекта на наш стенд.

 

ЗАНЯТИЕ 22.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Кто из вас знает или хотя бы догадывается, что такое «мозговой штурм»? (выслушать высказывания детей, скорректировать их)

- Давайте попробуем, учитывая все условия правильного выбора темы, которые мы обсуждали на прошлом занятии а сейчас их можно увидеть на нашем стенде, провести «мозговой штурм» и определить возможную для нашего класса тему проекта.

- Каждый обдумывает своё предложение, учитывает все необходимые условия.

- Через несколько минут вы называете свои вариант, а я его записываю на доске (учитывает все предложенные варианты без всяких комментариев)

- Обсуждаем каждую тему (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Выбираем одну, которая наиболее полно соответствует всем заявленным условиям.

 

Дополнительная рекомендация для учителя: - Лучше сразу ограничить круг выбора темы, объявив приоритетное направление работы. Например:

- в этом году юбилей нашего города поэтому все темы связаны посвящены городу.

- общая тема работы школы «Вода в нашей жизни» и т.п.

Иначе разброс тем, предложенных детьми, будет огромен, соответственно выбрать одну будет очень трудно.

 

- Размещаем информацию о «мозговом штурме» на нашем стенде.

ЗАНЯТИЕ 23.

1 этап

- Повторение и закрепление ранее изученного.

2 этап

- Кто из вас когда-нибудь выступал на концерте, играть в спектакле, читал стихи на «утреннике»?

- Что вы при этом чувствовали? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Действительно, почти все испытывают волнение, страх что-то забыть, радость, что этот день наконец наступил.

- А когда заканчивается выступление, и вы подходите к вашим родственникам, которые были среди зрителей, что вы прежде всего у них спросите?

- Да, почти все спрашивают: «Вам понравилось?!»

- Чего всем больше хочется услышать – похвалу или критику?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- А сами свое выступление будете оценивать?

- Почему? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

- Вот такой анализ и самоанализ, такое обсуждение, что было хорошо, а что не удалось, называется рефлексия.

- Разместим эту информацию в нашем уголке.

- Запишем это слово в наш список словарных слов.

- Рефлексия обязательно проводится сразу после завершения работы над проектом.

- Почему так важно это сделать? (выслушать мнения детей, скорректировать их)

3 этап

- Проведём рефлексию сегодняшнего занятия (выслушать мнения детей, скорректировать их)

ЗАНЯТИЕ 24.

1 этап

- Итак, сегодня мы подводим итоги нашей работы.

2 этап

- Попробуем провести блиц-опрос по теме «Социальное проектирование». При ответах используйте информацию, размещенную на нашем стенде. Отвечайте быстро и правильно.

- Что такое проект?

- Что значит социальный проект?

- Как правильно выбрать тему проекта?

- Как правильно составить бизнес-план?

- Что такое «ожидаемые проблемы»?

- Что такое «бюджет»?

- Что такое «ожидаемый полезный результат»?

- Что такое «кодекс проектировщика»?

- Что такое «рефлексия»?

- Что значит «правильно работать над проектом»?

- Кому хочется быть проектировщиком?

 

- Ну, что же, молодцы!

3 этап

- Мы с вашими родителями приготовили вам маленький сюрприз. Это «Папка юного проектировщика», в файлах которой разместились все те сведения, которые постепенно собирались на нашем стенде.

- Мы надеемся, что эта папка ваш очень пригодятся в следующем году, когда вы начнете разрабатывать настоящий проект.

- Но это ещё не всё! Мы дарили вам книжку «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна.

- Оказывается, Винни-Пух, тоже был проектировщиком. Но об этом мы поговорим, когда вы прочтёте эту книгу.