"Основы социального проектирования".
Порядок и хаос. Мир: природа и действительность как система. Системный подход. Состав и структура систем. Цели, целесообразность, целеосуществимость. Системообразующая деятельность. Полезный результат. Связи: случайность, необходимость, причинность. Технологический подход: логика действий. Практика - критерий истинности знания. Понятие о проектной культуре. Личностные качества проектировщика.
Моделирование, проектирование и конструирование: сущность понятий и деятельности. Концепция как совокупность идей, ценностей, принципов. Ценностно-смысловой самоопределение проектировщиков. Диагностика как изучение действительности. Проблема как противоречие. Генерирование идей, проблем, целей, задач.
Плюрализм и толерантность в проектировании. Логики и этапность в проектировании. Социальные роли проектировщиков как "решателей" конкретных задач проектирования. Многообразие форм проектирования. Цикличность в проектировании. Состав и структура проекта. Язык изложения результатов проектирования.
Рефлексия в проектировании. Критерии и показатели эффективности проекта. Экспертиза и самоэкспертиза в проектировании. Оформление материалов проекта. Театрализация материалов проекта. Подготовка к защите и защита проекта. Театрализация результата: "Праздник проектировщиков".
Возможно и иное построение курса, когда логика развертывания содержания теоретического материала сопряжена с логикой проектирования. Этот вариант наиболее приемлем для классов, в которых одновременно разрабатывается проект и идет изучение теоретического материала. Первый же вариант можно рекомендовать для классов, которые захотят сначала изучить всю теорию проектирования, а затем приступить к разработке проектов. Хотя это и не исключает многократного (по мере необходимости) возвращения к теории.
Этот теоретический материал возможно изучать не только на специальных занятиях, но и на привычных нам уроках.
Например, понятия "порядок и хаос", легко объяснить на уроке чтения при составлении пословиц, поговорок из "рассыпанных" слов.
Понятия "Мир: природа и действительность как система" - на уроках по ознакомлению с окружающим миром на материале об экосистемах, об организме человека.
Понятия "Технологический подход: логика действий" - на уроках трудового обучения при составлении плана изготовления изделия.
Кроме изучения теории, учащиеся уже со 2 класса разрабатывают социальные проекты и участвуют с ними в школьных конкурсах и фестивалях проектов которые проводятся с октября по март каждый учебный год.
Но мы считаем, что некоторые аспекты нужно проработать с учащимися уже в 1 классе, чтобы во 2 классе легче, спокойнее, на подготовленной почве, сразу начать разработку уже конкретного проекта, уложиться в отведенные сроки и не перегрузить учащихся новой для них информацией.
Предлагаем рассмотреть примерный вариант пропедевтического курса по основам социального проектирования в начальной школе для учащихся 1-х классов.
Номера занятий, распределение материала для каждого занятия очень условны. Некоторые занятия, следующие друг за другом, можно объединять, а некоторые - наоборот разбить на несколько частей. Это зависит и от уровня усвоения материала детьми, и от осведомленности учителя в данном вопросе.
Проведение этих занятий и вообще работа по формированию у детей проектной культуры, требует от учителя достаточно большой предварительной подготовки. Постоянными спутниками и у вас, и ваших детей станут справочники и словари. Но уж если работа будет выполнена качественно, как говорится "от души", то и результат будет прекрасный.
Под тему проекта можно легко выстроить всю воспитательную работу с классом в течении учебного года и экскурсии, и тематические родительские собрания, и систему классных часов, и организацию перемен и т.д.
Желаем успеха!
В РАМКАХ КУРСА "ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ".
ЗАНЯТИЕ 1.
1 этап
- Зачем
дети ходят в школу?
- Зачем нужно учиться?
- Кто
вам помогает учиться? (учителя, родители,
старшие братья и сестры, одноклассники)
- Что
вам помогает учиться? (учебники,
справочники, словари, компьютерные программы)
- Какие
вы знаете словари? (толковый,
орфографический, иностранных слов и т.д.)
- Нам
нужно научиться ими пользоваться. (Поискать
в различных словарях те слова, которые назовут дети)
- Какие
учебники есть у вас?
- А
какие учебники есть у старших детей?
- Где
можно увидеть учебники для всех классов нашей школы? (в библиотеке)
2 этап
-
Провести экскурсию в школьную библиотеку и познакомить детей с библиотекарем.
3 этап
-
Познакомить с различными видами справочной литературы.
ЗАНЯТИЕ 2.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Почему родители отдали вас именно в нашу школу? (выслушать высказывания детей)
-
Нравится ли вам в нашей школе?
- Что
нравится?
- Что
родители вспоминают из своих школьных лет и рассказывают вам?
3 этап
-
Нарисуйте нашу школу и своих товарищей. (сделать
выставку рисунков)
ЗАНЯТИЕ 3.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Проведем экскурсию по нашей выставке рисунков. Экскурсоводами будете вы сами.
- Какие
предметы изучают в школе?
- Чему
учатся на этих занятиях? (выслушать
высказывания детей и скорректировать их)
- Какие
любимые предметы были у ваших родителей? Почему они им нравились?
- А
какие предметы нравятся вам? Почему?
3 этап
- Далее
проводится экскурсия по кабинетам школы с рассказами учителей старших классов о
предметах, которые они ведут. (желательно
с проведением опытов, с показом таблиц, карт, схем и т.п.)
ЗАНЯТИЕ 4.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- В
нашей школе есть необычный предмет – социальное проектирование.
- Что
же изучают на этих занятиях? (выслушать
мнения детей)
- Чтобы
в этом разобраться, нужно понимать смысл названия.
- Это
название состоит из двух слов – социальное и проектирование.
-
Сначала разберемся со словом «проектирование». Оно образовано от слова
«проект». (учитель вывешивает табличку с
этим словом на специальный стенд)
- В
каких словарях можно найти значение
этого слова? (в толком и в словаре
иностранных слов).
- Что же
мы узнали об этом слове из каждого словаря? (учитель
вывешивает таблички с выписками из словарей на специальный стенд)
-
Включаем это слово в список словарных слов для запоминания.
3 этап
-
Делаем вывод – проект (в переводе с латинского языка – «брошенный вперед») –
план, замысел. (и эту информацию тоже
вывешиваем на стенд)
ЗАНЯТИЕ 5.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Проект – это план, замысел.
-
Учимся составлять планы работы. (учитель
предлагает составить план решения задачи, написания картины и план изготовления
поделки по труду)
-
Вывешиваем эти планы на стенд.
- Можно
ли менять порядок выполнения действий в этих планах? (нет)
-
Почему? (выслушиваем мнения детей)
3 этап
-
Делаем вывод: план должен быть продуман
и четко составлен, одно действие следует за другим.
- Вывешиваем и эту информацию на наш стенд.
ЗАНЯТИЕ 6.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Повторим, каким должен быть план? (обратить
внимание детей на то, что эта информация есть на стенде).
- Если
этого не сделать, то что-то получится, но не то, что мы задумали,
запланировали.
-
Рассмотрим это на примере. Я сделала себе чертеж, но вам его не показываю, а
только говорю, что нужно сделать.
- Вам
уже выданы альбомные листы, разделенные на 12 равных частей.
-
Работать нужно поочередно в каждой части, четко выполняя мои указания.
- В
первой части вам нужно провести цветными карандашами несколько линий.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (нет
четкого количества линий)
- Во
второй части вам нужно провести цветными карандашами пять линий.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (линии
прямые или волнистые)
- В
третьей части вам нужно начертить цветными
карандашами пять линий, а это значит, что они должны быть только прямыми.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (не указано
направление линий)
В
четвертой части вам нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных линий.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (линии
разные по длине)
В пятой
части нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных линий одинаковой длины.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (длина
линий различна)
В
шестой части вам нужно начертить цветными карандашами пять горизонтальных
линий, длиной пять сантиметров.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (не
совпадает цвет)
В
седьмой части вам нужно начертить двумя
цветными карандашами пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (разные
варианты подбора карандашей)
В
восьмой части вам нужно вам нужно зеленым
и красным карандашом пять горизонтальных линий длиной пять сантиметров.
-
Сравним полученные работы.
- Почему
получилось по-разному? (разные варианты
чередования зеленого и красного карандашей)
- В
девятой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять
горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (не
указано, с какого карандаша начать работу)
- В
десятой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять
горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой по цвету, начиная с красного.
-
Сравним полученные работы.
-
Почему получилось по-разному? (линии
находятся на разном расстоянии друг от друга)
- В
одиннадцатой части вам нужно начертить зеленым и красным карандашом пять
горизонтальных линий длиной пять сантиметров, чередуя их между собой по цвету,
начиная с красного и располагая их на
одинаковом расстоянии друг от друга. (на
листе заранее учителем поставлены точки ориентира)
-Вот
теперь мой чертеж совпал с вашим. В двенадцатой части пишем «УРА!»
3 этап
- Какой
делаем вывод? (выслушать мнения детей)
- Надо
перед началом работы четко ставить задачи, тогда работа будет выполнена так,
как планировали.
-
Размещаем эту информацию на нашем стенде.
4 этап
- Тот,
кто захочет, может составить аналогичное задание к следующему занятию.
ЗАНЯТИЕ 7.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Выполним
некоторые задания, которые вы придумали дома. (учитель заранее проверил эти работы детей)
ЗАНЯТИЕ 8.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Что
важно помнить при составлении плана? (выслушать
высказывания детей и скорректировать их)
-
Прочитаем нужные нам сведения на нашем стенде.
- Попробуем
составить план жизни нашего класса на завтрашний школьный день. (выслушать предложения детей,
скорректировать формулировки, записать на доске полученный план)
- Может
ли что-то помешать нам его полностью выполнить? (нужно получить от детей положительный ответ)
- Что? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
-
Разместим табличку с этим словом на нашем стенде.
-
Найдем это слово в словарях, которыми мы постоянно пользуемся. (дети с помощью учителя находят это слово, а
все читает и разъясняет учитель)
-
Включим это слово в наш список словарных слов.
- Нужно
ли подумать заранее, как можно справиться с возможными проблемами? (нужно получить от детей положительный
ответ)
- Самой
реальной из ожидаемых проблем может стать плохая погода, которая помешает нам
выйти на прогулку. Ищем выход. (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
- У нас
получилось 2 варианта решения этой проблемы.
-
Рассмотрим внимательно первый из них. (учитель
записывает этот план на доске).
- 1 вариант: проведем подвижные игры в
спортивном зале или в рекреации.
- Значит, нам нужно заранее, сегодня, вспомнить различные
варианты интересных подвижных игр, в которые можно поиграть в помещении. (выслушать предложения детей,
скорректировать их)
- Давайте
сыграем! (учитель выводит детей в
рекреацию и проводит 1-2 игры)
- В
остальные игры будем играть на переменах.
- Рассмотрим внимательно второй вариант решения проблемы. (учитель записывает этот план на доске).
- 2 вариант: подышим свежим воздухом на
крыльце школы под навесом, где побегать нельзя, поэтому поиграем в игры со
словами.
- Значит, нам нужно заранее, сегодня, вспомнить различные
варианты интересных игр со словами. (выслушать
предложения детей, скорректировать их)
-
Давайте сыграем! (учитель проводит 1-2
игры).
- В
остальные игры будем играть в любое свободное время.
3 этап
- Итак,
делаем вывод – мы с вами смогли найти пути решения возникшей у нас проблемы.
4 этап
-
Попробуйте составить дома план на оставшуюся после школьных занятий часть
вашего завтрашнего дня, обдумайте возможные проблемы и подберите пути их
решения.
-
Попросите родственников, чтобы они помогли вам записать этот план и пути
решения возможных проблем.
ЗАНЯТИЕ 9.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Давайте послушаем и обсудим несколько планов, которые вы составили дома (учитель заранее просмотрел эти работы, внёс
необходимые коррективы)
-
Возможны ли другие пути решения проблем, о которых говорили ребята? (обсудить предложенные варианты)
3 этап
- Какие
же важные понятия услышали и обсудили?
- Да,
это «ожидаемые проблемы» и «пути решения проблем».
-
Разместим таблички с этими понятиями на нашем стенде.
ЗАНЯТИЕ 10.
(К этому занятию нужно заранее подготовить
фотографии гор, альпинистов, снаряжения для восхождения и т.п.)
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Представьте себе, что вы сегодня не ученики, а альпинисты.
- Кто
это такие? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Рассмотрим несколько фотографий.
- Чем
отличаются альпинисты от других путешественников, спортсменов? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
- Нужно
ли составлять план подготовки к восхождению на вершину? (нужно получить от детей положительный ответ)
- Что
нужно включить в план? Подготовку снаряжения? (нужно получить от детей положительный ответ)
- Какое
снаряжение понадобится? (выслушать мнения
детей, скорректировать их, записать названия на доске)
-
Рассмотрим это снаряжение на фотографиях.
-
Прочитаем ещё раз список необходимого снаряжения, записанный на доске.
- Вот
такой набор необходимых для осуществления плана предметов и материалов
называется «материальные ресурсы».
-
Разместим эту информацию на нашем стенде.
- Найдем
слово «ресурсы» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а
всё читает и разъясняет учитель)
-
Включим это слово в наш список словарных слов.
3 этап
-
Подумайте дома, какие материальные ресурсы нужны, чтобы сшить красную одежду.
Попросите родственников помочь вам составить такой список.
ЗАНЯТИЕ 11.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Расскажите, какие материальные ресурсы вам понадобятся, чтобы сшить красивую
одежду (учитель заранее просмотрел и
скорректировал эти работы)
3 этап
- А
теперь снова возвращаемся в горы. На нас настоящее альпинистское снаряжение.
- А
откуда мы взяли все это снаряжение? (нужно
получить от детей ответ «купили в
специализированном магазине»)
- Есть
ли в нашем городе или неподалеку от него настоящие горы, как на тех
фотографиях, которые вы видите на доске?
- Как
же мы попадем в горы, на которые хотим совершить восхождение? (нужно получить от детей ответ «полетим самолетом, поедем поездом,
автобусом»)
- Кто
из вас летал на самолете, ехал на поезде?
- Что
нужно иметь, чтобы тебя пропустили в поезд или самолет?
- Где
продают билеты?
- А что
нужно иметь, чтобы купить билеты? (надо
получить от детей ответ «нужное
количество денег»)
- Если
денег мало, а билет стоит дорого, нам его продадут?
- Так
нужно ли учитывать количество денег, которые мы можем потратить на покупку
билетов, снаряжения, продуктов?
- А в
других проектах это надо учитывать? (нужно
получить от детей ответ, что это обязательное
условие осуществления задуманного)
- Такой
расчет денежных средств называется «бюджет»
- Размещаем
табличку с этим понятием на нашем стенде.
-
Найдем слово «бюджет» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а
всё читает учитель)
- Включим
это слово в наш список словарных слов.
4 этап
-
Попробуйте дома составить бюджет для похода вашей семьи в кинотеатр. Попросите
родственников помочь вам в этой работе. На следующем занятии мы обсудим эти
работы.
ЗАНЯТИЕ 12.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Расскажите, какой расчет бюджета для похода в кинотеатр у вас получился (учитель заранее просмотрел и скорректировал
эти работы)
- А
теперь снова превращаемся в альпинистов.
- В
какое время года лучше совершать восхождение в горах?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Нужно
ли это учитывать при составлении подготовки к восхождению? (нужно получить от детей положительный ответ и прокомментировать его)
- Что
ещё нужно включить в план подготовки к восхождению? Сколько времени нам на это
понадобится? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Посмотрите, какой план получился у меня (учитель
демонстрирует и комментирует заранее составленный им план с указанием
количества времени, необходимого для разработки каждой позиции)
- Делаем
вывод – в плане нужно четко указать время
начала и окончания работ по осуществлению проекта.
-
Размещаем табличку с этой информацией на нашем стенде.
- Может
ли время окончания работы измениться?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Да, кроме
ожидаемых проблем могут возникнуть и неожиданные, которые повлияют на время
окончания работы.
3 этап
-
Выполните дома какую-нибудь интересную поделку из бумаги.
- Как
вы сейчас думаете, сколько времени для её изготовления вам понадобится? (учитель заранее приготовил список класса и
теперь возле каждой фамилии записывает то количество времени, которое называет
ребенок, каким бы абсурдным оно не казалось)
- Попросите
родственников подсчитать и записать, сколько времени вы на самом деле потратили
на изготовление поделки.
- На
следующем занятии мы сделаем выставку ваших поделок и сравним временные
отрезки.
ЗАНЯТИЕ 13
1 этап
Повторение
и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Покажите свои поделки из бумаги и скажите, сколько времени вы потратили на их
изготовление (учитель записывает эти
сведения в тот же список, который он начал составлять на прошлом занятии)
- У нас
получилась замечательная выставка и интересная временная табличка.
-
Сравним количество времени, которое вы планировали потратить с реальным
временем, за которое вы изготовили поделку.
- Вывод
– вам пока еще очень трудно правильно рассчитывать свое время, поэтому нужно
прислушиваться к мнению, к советам взрослых.
3 этап
- А
любите ли вы прислушиваться к мнению, к советам других людей?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Бывают ли у вас дома семейные советы?
- Какие
вопросы вы на них обсуждаете?
-
Бывает ли так, что ваше мнение не совпадает с мнением других членов семьи?
- Как
вы тогда поступаете?
- Как
же суметь договориться с людьми, а не поссориться? (нужно получить от детей ответ, что для этого надо составить определенные правила поведения)
- Есть
ли у вас в семье такие правила?
- А
хотите ли вы, чтобы такие правила в вашей семье появились?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Можно
ли считать, что наш класс тоже как бы большая семья? (нужно получить от детей положительный ответ)
-
Значит нам тоже нужны такие правила?
-
Послушайте, какие правила поведения школьников записаны в уставе нашей школы (учитель зачитывает и комментирует некоторые
из них, актуальные для учащихся 1 класса)
4 этап
- Я
раздаю вам листы, на которых написано «Правила мирной жизни в нашем классе» (учитель приготовил эти листы заранее)
-
Попробуйте дома придумать такие правила. Попросите родственников помочь вам их
записать.
ЗАНЯТИЕ 14.
1 этап
- Повторение
и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Обсудим, какие «Правила мирной жизни в нашем классе» вы придумали. (учитель заранее разместил на доске все
детские работы)
-
Некоторые правила повторяются.
- Как
вы думаете, почему? (выслушать мнения
детей, скорректировать их)
- К
следующему занятию я составлю единый список таких правил, взяв за основу эти
ваши работы. Но назову его по другому – кодекс
проектировщика.
- Можно
ли вас назвать проектировщиками?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Действительно, если мы разрабатываем
проекты, значит мы проектировщики.
- Размещаем
эту информацию на нашем стенде.
-
Включаем это слово в список словарных слов.
- А что
такое «кодекс»? (выслушать мнения детей)
- Где
найти точное определение этого
слова?
-
Найдем слово «кодекс» в словарях, которыми мы постоянно пользуемся (дети с помощью учителя находят это слово, а
всё читает и разъясняет учитель)
-
Значит, кодекс – это список правил.
-
Разместим эту информацию на нашем стенде.
-
Включим это слово в наш список словарных слов.
- Итак,
наши «Правила мирной жизни» теперь называются «Кодекс проектировщика».
-
Размещаем табличку с этими словами на нашем стенде.
- Могут
ли в кодексе проектировщика появляться изменения? (нужно получить от детей положительный ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Действительно, как только начнется работа над конкретным проектом, прибавятся и
новые правила её выполнения. Но это будет уже в следующем году.
- А я
жду вас на следующем занятии, юные проектировщики!
ЗАНЯТИЕ 15.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Вернемся
еще раз к определению, что такое проект.
-
Прочитаем эту информацию на нашем стенде.
- Что
такое план, как его составлять мы с вами уже говорили.
-
Вспомните, какие основные правила нужно помнить при составлении плана (учитель ведет диалог с детьми, работая с
информацией, размещенной на стенде)
- Можно
ли считать, что любой составленный план
будет считаться проектом? (нужно получить от детей отрицательный
ответ)
-
Вчитываемся в определение, что такое проект.
- Какие
еще понятия, кроме слова «план», мы там видим?
- Что
значит слово «замысел»? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
- Что
значит «брошенный вперед»? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
- Значит,
проект – это план разработки того, чего ещё нет, чего раньше никто ещё не видел,
не делал, о чём мы ещё только мечтаем, что мы ещё только «замысливаем».
-
Разместим эту информацию на нашем стенде.
-
Представьте себе, что вы – строители, а я – ваш главный начальник.
- Что
делают строители? (выслушать мнения
детей, скорректировать их)
- Что
делают начальники? (выслушать мнения
детей, скорректировать их)
- Если
начальник приносит строителям готовый чертеж строительства дома и говорит:
«Постройте такой дом!» - будут ли строители составлять план такой работы? (нужно получить от детей положительный
ответ)
- Будет
ли этот план считаться проектом? (нужно получит от детей отрицательный ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Если
начальник приходит к строителям и говорит: «Давайте вместе придумаем новый,
красивый, необычный, удобный, современный дом, сделаем его чертежи, а потом его
построим!» - будут ли строители составлять план такой работы? (нужно получить от детей положительный
ответ)
- Будет
ли такой план считаться проектом? (нужно получить от детей положительный ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
3 этап
-
Нарисуйте дома такие необычные красивые современные дома. Устроим путешествие в
город будущего.
- А на
следующем занятии у нас – экскурсия!
ЗАНЯТИЕ 16.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Прогуляемся по нашему городу будущего (учитель
заранее организовал выставку детских работ)
- Если
вдруг настоящие конструкторы, строители, архитекторы захотят построить вот
такие дома и проведут огромную работу для этого, будет ли эта их работа
считаться проектом? (нужно получить от
детей положительный ответ)
3 этап
- А
теперь – на экскурсию! (экскурсия может
быть как реальной, так и виртуальной,
если есть возможность использовать соответствующую аппаратуру).
- В
вестибюле мы видим панно с гербом нашей школы.
- Это проектная
работа двух разных классов. Уже много лет назад ученики 9 класса придумали, как
будет выглядеть наш герб, договорились
в типографии, чтобы его напечатали на бумаге, изготовили с этим гербом флаг,
который поднимают на празднике в День Знаний.
-
Почему эту работу можно считать проектной? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
- 3
года назад ученики 4 класса изготовили вот это панно с гербом нашей школы. Они определили, какого размера оно
будет, из каких материалов его изготовить, где его лучше разместить, какую раму
подобрать и многое-многое другое.
-
Почему эту работу можно считать проектной? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
4 этап
-
Зайдем в актовый зад нашей школы. Занавес на сцене – это тоже результат
проектной работы 8 класса, выполненной несколько лет назад.
-
Подумайте и расскажите сами, какие задачи выполнили эти ребята, чтобы у них в
результате получился такой красивый занавес? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
- Да,
действительно, они продумали и цвет, и фактуру материала, рассчитали размер,
договорились о пошиве такого огромного занавеса, нашли деньги, чтобы купить
ткань и выполнили ещё много других задач, которые они запланировали заранее.
5 этап
- На 2
этаже вы видели ещё одно панно.
Это
панно несколько лет назад изготовили ученики 7 класса. Это была их проектная
работа. Выполнено это панно из зерен различных растений.
-
Расскажите о задачах и результатах
этой работы. Как вы их себе представляете? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
- Если
бы их классный руководитель просто говорила бы ребятам, что сделать сначала,
что потом, какие зёрна брать и т.д., был бы это проект? (нужно получить от детей отрицательный ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
6 этап
-
Попробуем и мы сделать на уроке труда интересное панно, используя различные
крупы и зерна.
ЗАНЯТИЕ 17.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Может
ли работа по созданию спектакля, концерта считаться проектной? (нужно получить от детей положительный
ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Если
я сейчас скажу вам, что мы будем ставить сказку «Теремок», раздам роли, кому
захочу, попрошу выучить слова, принесу из школьной гардеробной костюмы мышки,
лягушки и других героев, я назначу дату спектакля, а вы все мои задания очень
хорошо выполните, можно ли будет сказать, что это проект нашего класса? (нужно получить от детей отрицательный
ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
3 этап
-
Посмотрим, как работали над проектом по созданию спектакля ученики 2 класса.
Вот как они рассказывали об этом сами:
«После
проведения «мозгового штурма» и анализа анкет «Какими мы хотим быть»и «Что мы
любим делать», нам стало понятно, что нужна тема, где нужно выступать перед
зрителями, изображать кого-то или что-то, фантазировать, рисовать, говорить,
петь и где все найдут себе работу по душе и проявят свои скрытые способности и
улучшат свои явные способности.
Мы
решили, что нам очень подойдет тема «Театр».
Но
некоторые ребята стеснялись выступать и боялись забыть слова роли. Поэтому
«Театр» превратился в «Кукольный театр», где самих артистов не видно, где слова
можно подсмотреть или подсказать незаметно для зрителей.
Это
решение устроило всех. Мы решили показать кукольный спектакль, изготовив весь
реквизит своими руками и доставить радость себе и другим.»
Цель
проекта: Демонстрация кукольного спектакля учащимся 1-х классов по пьесе
С.Я.Маршака «Теремок».
Некоторые
задачи проекта:
- узнать, какие бывают виды театров и
театральные жанры.
- выяснить особенности кукольных
театров
- побывать за кулисами кукольного
театра
- выбрать пьесу для постановки
- узнать, чем отличаются пьесы от
обычных сказок или стихов
- скорректировать сценарий, чтобы всем
хватало ролей
- создать весь театральный реквизит
(кукол, ширму, занавес, декорации) своими руками на уроках труда и дома
- распределить роли
- подобрать музыкальное сопровождение
- определить время и место проведения
спектакля
- разработать эскизы и изготовить афиши
и приглашения
-
Сложно выполнить все эти задачи?
- А
ребятам это удалось, и они заняли в конкурсе 1 место.
5 этап
- Вы
тоже научитесь разрабатывать очень хорошие проекты.
- А
пока попробуйте провести дома маленький концерт-проект, где вы всё-всё
придумаете и сделаете сами.
- На
следующем занятии об этом поговорим.
ЗАНЯТИЕ 18.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Расскажите, кому удалось порадовать родственников своим концертом? (выслушать рассказы детей)
- Можно
ли эти концерты считать хоть чуть-чуть похожими на проектную работу?
-
Помните ли вы, что наши школьные называются социальными?
- А что
значит социальный? Где об этом
узнать?
Найдем
значение этого слова в тех словарях, которыми мы пользуемся постоянно (дети с помощью учителя находят это слово,
всё читает и разъясняет учитель)
-
Социальный – это общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в
обществе.
-
Размещаем эту информацию на нашем стенде.
- Как
вы понимаете смысл этого определения? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
3 этап
-
Действительно ли те проекты, о которых мы с вами говорили, являются
социальными? (нужно получить от детей
положительный ответ)
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- А
какие ещё бывают виды проектов? (выслушать
мнения детей)
- Видов
проектов много, в школе вы будете заниматься социальными и учебными проектами.
ЗАНЯТИЕ 19.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Должен ли социальный проект приносить пользу? (нужно получить от детей положительный ответ)
- А
кому? (выслушать мнения детей)
-
Действительно, он принесёт пользу и тем, кто его разрабатывает, и тем, для кого
этот проект разрабатывается.
- Какую
пользу наш проект может принести другим людям? (выслушать мнения детей, скорректировать их)
- Какую
пользу наш проект может принести нам самим? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
- Нужно
ли подумать о полезности проекта заранее, ещё в начале его разработки? (нужно получить от детей положительный
ответ)
- Вот
такие раздумья о пользе своей работы принято называть ожидаемый полезный результат.
-
Разместить эту информацию на нашем стенде.
3 этап
-
Давайте подумаем, какой полезный результат ожидали получить ребята, о проектах
которых мы с вами говорили.
-
Сначала поговорим о создании панно с гербом школы
- Потом – занавес
- Затем – панно из зерен
- И, наконец, спектакль «Теремок»
(в каждом случае отдельно нужно выслушать
мнения детей, скорректировать их)
Вот
видите, как полезно заниматься проектной работой.
ЗАНЯТИЕ 20.
1 этап
- Повторение
и закрепление ранее изученного.
2 этап
-
Посмотрите на наш стенд, где постепенно появилось очень много различных
табличек с информацией
цель проекта
задачи проекта
начало работы
окончание работы
этапы работы
ожидаемые проблемы
пути решения проблем
бюджет проекта
ресурсы
ожидаемый полезный результат
кодекс проектировщика
- А все
вместе они называются бизнес-план или
план работы.
-
Вспомните, о чём нам может рассказать каждая из этих табличек (выслушать высказывания детей,
скорректировать их)
- Если
в самом начале нашей работы по созданию проекта, мы как следует обдумаем все
эти позиции, составим из них бизнес-план и будем четко его выполнять, наш
проект точно будет удачным. Тогда и работа над ним принесет нам много пользы и
удовольствия.
-
Размещаем на нашем стенде ещё одну табличку с информацией о бизнес-плане или
плане работы и ждём следующего занятия.
ЗАНЯТИЕ 21.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Чтобы
работа приносила удовольствие, нужно правильно
выбрать тему проекта.
- Что
надо учитывать при выборе темы проекта? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
-
Посмотрите на те записи, которые я сделала на доске, но вы их пока ещё на
видели (учитель заранее приготовил всё
необходимое)
- Что
надо учитывать при выборе темы проекта:
- чтобы в работе над проектом мог
участвовать весь класс
- чтобы тема была всем интересна
- чтобы тема была посильной
- чтобы тема была своевременной,
актуальной
- чтобы тема соответствовала школьной
теме (если таковая заявлена)
- чтобы работа над этой темой всем
принесла пользу и удовольствие
-
Давайте разберемся с каждым пунктом по очереди (прочитать, обсудить, скорректировать высказывания)
3 этап
-
Послушайте рассуждение юных проектировщиков о выборе темы проекта и
постарайтесь догадаться, над каким проектом они работали.
«В
2005-2006 учебном году все социальные проекты в нашей школе были объединены
общей темой «Театральный фестиваль».
На наш
выбор повлияло несколько причин:
- мы заканчиваем начальную школу и
хотелось порадовать тех, кто идет нам на смену
- дата презентации по жеребьевке выпала на февраль, а на это
время как раз приходится окончание «АЗБУКИ» у первоклассников, поэтому логично
было их чем-нибудь порадовать
- спектакль мы уже создавали и некоторый опыт приобрели, а
хотелось узнать что-либо новое
- концерт не предполагает активного
участия зрителей
- малыши 7 лет не могут долго сидеть спокойно и слушать, а
во время шоу можно подвигаться, покричать, спеть, поучаствовать в конкурсах
- в шоу можно использовать любые жанры - песни, танцы,
конкурсы, розыгрыши, рисунки, загадки – и привлекать к участию зрителей
- хотелось, чтобы каждый проектировщик проявил свои таланты.
Поэтому
мы решили подготовить и провести для первоклассников…
- Так
над каким же проектом ребята работала? Что решили подготовить и провести? (выслушать мнения детей)
-
Действительно, они решили подготовить и провести театрализованное шоу «Прощание
с «Азбукой»
- Учли
проектировщики те рекомендации, о которых мы говорили в начале занятия? (нужно получить от детей положительный
ответ)
4 этап
-
Докажите это (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
-
Разместим табличку с информацией о правилах выбора темы проекта на наш стенд.
ЗАНЯТИЕ 22.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Кто
из вас знает или хотя бы догадывается, что такое «мозговой штурм»? (выслушать
высказывания детей, скорректировать их)
-
Давайте попробуем, учитывая все условия правильного выбора темы, которые мы
обсуждали на прошлом занятии а сейчас их можно увидеть на нашем стенде,
провести «мозговой штурм» и определить возможную для нашего класса тему
проекта.
-
Каждый обдумывает своё предложение, учитывает все необходимые условия.
- Через
несколько минут вы называете свои вариант, а я его записываю на доске (учитывает все предложенные варианты без всяких комментариев)
-
Обсуждаем каждую тему (выслушать мнения
детей, скорректировать их)
-
Выбираем одну, которая наиболее полно соответствует всем заявленным условиям.
Дополнительная
рекомендация для учителя: - Лучше сразу ограничить
круг выбора темы, объявив приоритетное направление работы. Например:
-
в этом году юбилей нашего города поэтому все темы связаны посвящены городу.
-
общая тема работы школы «Вода в нашей жизни» и т.п.
Иначе разброс тем, предложенных детьми, будет
огромен, соответственно выбрать одну будет очень трудно.
-
Размещаем информацию о «мозговом штурме» на нашем стенде.
ЗАНЯТИЕ 23.
1 этап
-
Повторение и закрепление ранее изученного.
2 этап
- Кто
из вас когда-нибудь выступал на концерте, играть в спектакле, читал стихи на
«утреннике»?
- Что
вы при этом чувствовали? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
-
Действительно, почти все испытывают волнение, страх что-то забыть, радость, что
этот день наконец наступил.
- А
когда заканчивается выступление, и вы подходите к вашим родственникам, которые
были среди зрителей, что вы прежде всего у них спросите?
- Да,
почти все спрашивают: «Вам понравилось?!»
- Чего
всем больше хочется услышать – похвалу или критику?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- А сами свое выступление будете оценивать?
-
Почему? (выслушать мнения детей,
скорректировать их)
- Вот
такой анализ и самоанализ, такое обсуждение, что было хорошо, а что не удалось,
называется рефлексия.
-
Разместим эту информацию в нашем уголке.
-
Запишем это слово в наш список словарных слов.
-
Рефлексия обязательно проводится сразу после завершения работы над проектом.
-
Почему так важно это сделать? (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
3 этап
-
Проведём рефлексию сегодняшнего занятия (выслушать
мнения детей, скорректировать их)
ЗАНЯТИЕ 24.
1 этап
- Итак,
сегодня мы подводим итоги нашей работы.
2 этап
-
Попробуем провести блиц-опрос по теме «Социальное проектирование». При ответах
используйте информацию, размещенную на нашем стенде. Отвечайте быстро и
правильно.
- Что такое проект?
- Что значит социальный проект?
- Как правильно выбрать тему проекта?
- Как правильно составить бизнес-план?
- Что такое «ожидаемые проблемы»?
- Что такое «бюджет»?
- Что такое «ожидаемый полезный результат»?
- Что такое «кодекс проектировщика»?
- Что такое «рефлексия»?
- Что значит «правильно работать над
проектом»?
- Кому хочется быть проектировщиком?
- Ну,
что же, молодцы!
3 этап
- Мы с
вашими родителями приготовили вам маленький сюрприз. Это «Папка юного
проектировщика», в файлах которой разместились все те сведения, которые
постепенно собирались на нашем стенде.
- Мы
надеемся, что эта папка ваш очень пригодятся в следующем году, когда вы начнете
разрабатывать настоящий проект.
- Но
это ещё не всё! Мы дарили вам книжку «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна.
-
Оказывается, Винни-Пух, тоже был проектировщиком. Но об этом мы поговорим,
когда вы прочтёте эту книгу.