Логика разработки учебного проекта
"Социально-психологический портрет моей личности"

Структура недели складывалась из трех блоков: методологического, инструментального и рефлексивного.

День 1.

9.00. Объявление темы проекта «Социально-психологический портрет моей личности».

 

Вступительное слово руководителя об актуальности данного проекта:

-Что может быть интересней для человека, чем сам человек? В современном мире знания о природе человека, о его личности необходимы каждому: и родителю для понимания своих детей, и подростку для понимания окружающих его ровесников и, прежде всего, себя, и специалисту, работающему с людьми. Конечно, познание себя и окружающих людей – это не столько наука, сколько искусство. И чтобы это искусство стало доступно многим, чтобы человек, зная себя и анализируя свои отношения с окружающими, сделал меньше серьёзных ошибок, мы должны увидеть свой социально-психологический портрет.

 

9.05.-9.15. Запуск проекта.

 

Индуктором запуска проекта может послужить работа с понятиями Личность и Древо личности. Учащиеся, работающие в малых группах (4-5 человек), получают задание на карточках и материалы, необходимые для рисования.

 

Задание №1

Нарисовать Древо личности.

Объяснить свой рисунок, самостоятельно сформулировать определение личности (время выполнения – 10мин.).

 

9.15-9.40. Социализация. Через 10 минут каждая группа предъявляет свои работы, которые вывешиваются на доску, или выводятся на экран с помощью мультимедийного проектора. Варианты определений личности записываются в тетради.

9.40-10.00. После выступления всех групп руководитель проекта знакомит с научно обоснованным вариантом изображения Древа личности

 


Возможный комментарий руководителя проекта к рисунку:

 

Психодиагностическую модель целостности личности, схематически можно представить как древо – «древо личности». Корни этого дерева уходят в почву, символизирующую собой некое генетическое наследство, и служат построению врожденных свойств, формирующих темперамент человека.

Основная часть ствола древа личности символизирует характер, который формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств, параллельно развиваются эмоциональные особенности, мотивация, тип мышления и стиль межличностного общения.

Крона древа личности охватывает сферу интересов, профессиональной и социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Личность не пассивно впитывает культурно-исторические ценности своего социума: чаще всего неосознанно индивид избирательно тянется к одним явлениям жизни (к людям, сферам интересов, видам деятельности) и отталкивается от других, что и обрисовывает его индивидуальность. Внутренний мир человека – это его субъективный мир, каждый его видит по-своему. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.

Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих её от других людей. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчёркивая тем самым её деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самой сущности. С помощью исследования вы узнаете, какая же вы личность.

10.00-10.30. Определение цели и задач проекта:

1.                 Определяются цели, задачи и методы исследования личности. ( Каждый учащийся записывает их в тетрадь. Методологический блок в этом проекте общий и формулируется с помощью руководителей).

Цель исследования: Создать социально-психологический портрет своей личности.

Работа предполагает следующие методы исследования:

·                    анализ литературы;

·                    диагностика компонентов личности;

·                    анализ результатов диагностики;

Методы изучения личности (анкетирование, тестирование, опрос, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент).

10.30.-10.50. Принятие кодекса проектировщиков и клятвы руководителей:

Соглашение о правилах работы

·         тайны личности святы и неприкосновенны

·         мы доброжелательны, дружелюбны и интеллигентны

·         игры, тесты и тренинги обязательны для всех

·         мы работаем индивидуально, не мешая друг другу

·         опоздавший делает десять приседаний, или поет.

 

Клятва руководителей о неразглашении

Я,…………, приступая к работе над проектом, даю слово: всё, что мне станет известно о моих сотрудниках, не будет использовано им во вред и не подлежит разглашению нигде и никогда. Клянусь.

 

10.50 -11.30. Уточнение терминов проекта.

Задание №2

Каждая группа должна растолковать ключевые понятия проекта:

личность, характер, темперамент, мышление, интеллект, внимание, эмоции, память, коммуникативные навыки. Для этого могут быть использованы такие источники информации, как словари, справочники, в том числе и электронные.

11.30.-12.00. Социализация: предъявление найденных материалов. Проектировщики имеют возможность сравнить своё первоначальное представление с определениями, предлагаемыми справочниками и словарями (Интернет-словари, психологические справочники) и выбрать единое для всей группы определение понятия личности.

Принятие за основу общего для всех определения личности важно, так как существует множество определений и некоторые очень сложны для восприятия.

Личность - это человек, наделённый особыми психологическими свойствами, познающий и преобразующий мир и имеющий определённое место среди других людей в обществе.

12.00-12.30. Перерыв.

12.30.-13.00. Задание №4 (индивидуальное)

Психогеометрический тест: из предложенных фигур нужно выбрать любую одну (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, зигзаг) и прочесть характеристику личности, соответствующую выбранной фигуре.

Психогеометрический тест

Круг. Геометрический круг – символ гармонии. Круг – самый доброжелательный знак. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу. Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естетственно, что люди тянутся к кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги болеют за свой коллектив и высокопопулярны у коллег. Но в сфере бизнеса они слабые менеджеры и руководители.

Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иного избегают занимать "твердую" позицию. Круги не отличаются решительностью, предпочитают демократический стиль руководства. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, круги проявляют завидную твердость.

Квадрат. Квадрат – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем характеризуются квадраты. Выносливость, терпение и методичность делают их высококлассным специалистом в своей области.

Мыслительный анализ – сильная сторона квадрата.

Идеал квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя. Квадраты становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами, распространителями. Рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми, что также не способствует успеху в управлении.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, способность концентрироваться на главном. Треугольники – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Это энергичные, неудержимые, сильные личности. Треугольник часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений. Он не любит быть неправым и с большим трудом признает свои ошибки. Треугольники стремятся достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Они прекрасно умеют представить начальству значимость собственной работы. Сильный эгоцентризм приводит к тому, что треугольники на пути к вершине власти не проявляют особой щепетильностью отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других.

Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения, Это временная форма личности. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут и поэтому заняты поиском лучшего положения. Они осознают состояние замешательства. Запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении прямоугольников обычно смущают и настораживают других людей. Прямоугольники любознательны, проявляют живой интерес ко всему происходящему. Отличаются чрезмерной доверчивостью, внушаемостью, наивностью.

Зигзаг. Эта фигура символизирует творчество. Зигзаги не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокой уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать идеи и методы работы. Зигзаги неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает сдержанности, они очень экспрессивны, им не хватает настойчивости довести дело до конца.

Индивидуальное задание: выразить письменно свое согласие или несогласие с результатами данного тестирования, выписать формулировки, с которыми вы согласны.

13.00.-13-50. Работа с понятием «темперамент».

Сравнить используемые в различных источниках определения понятия «темперамент». Принятие общего для всех определения темперамента. Знакомство с типами темперамента и их свойствами.

Темперамент (от лат. – надлежащее соотношение частей, соразмеримость) – характеристика человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа и ритма психологических процессов и состояний. Темперамент является наследуемым и не изменяется в течение жизни.

Задание №3.

Практическая работа в группах по определению составляющих темперамента.

Распределите по столбикам черты характера в зависимости от темперамента:

Любознательность, общительность, равнодушное отношение к себе и людям, равнодушное отношение к труду, активность, инициативность, идет на риск, беспечность, неуравновешенное поведение, переоценка себя, нежелание доводить дело до конца, несдержанность, громкая речь, живая и плавная, спокойное отношение к критике, стремление быстрого достижения с избеганием неудач, грубость, вспыльчивость, способность на безрассудные поступки, подвижность, жизнерадостность, эмоциональность, легкомысленность, беспечность, переоценка себя, уравновешенность, мягкость, тактичность, медлительность, неторопливость, застенчивость, замкнутость, сильная воля, тихая речь, скрытность, речь монотонная (вялая), безразличное отношение к критике, мнительность, настойчивость, деловитость, очень большое терпение, обидчивость, недооценка своих способностей, пессимизм, подавленность, склонность к порядку, лень, сдержанность в поведении, достижение цели медленное (упорное), реальная оценка своих способностей, отзывчивость, серьезность, скрытность, длительность переживаний, слабое терпение, истеричность поведения, обидчивое отношение к критике, стремление к цели (то слабое, то сильное, с избеганием препятствий).

13.50.-14.00. Индивидуальное задание.

Задание № 4.

Учащимся предлагается высказать предположение относительно своего типа темперамента.

Вариант:

- Можно предположить, что я человек, близкий по типу темперамента к…

14.00.-14.30. Рефлексия.

Для рефлексии может быть предложена методика незаконченного предложения:

Мои ожидания от первого дня проектирования…

Домашнее задание: сформулировать актуальность своей исследовательской работы.

День второй.

9.00. -9.15. Общий сбор. Тренинг «Зеркало». Ученики парами повторяют движения друг друга. Потом пары или инициатор движения меняются. Возможен вариант внутреннего и внешнего круга. (Тренинг развивает внимание, формирует комфортную психологическую атмосферу).

9.15-9.30. Проверка домашнего задания. Знакомство с задачами на день.

Актуализировать знания понятий:

а) личность (выявить основные компоненты личности: речь, характер, мышление, внимание, темперамент, сознание, самосознание, эмоции, память, ощущения, потребности, интересы, склонности)

б) темперамент

в) методы исследования (анализ, синтез, тестирование)

1.                 Проверить домашнее задание. Уточнить первоначальный вариант актуальности.

( Не следует приводить к единому образцу, актуальность для каждого своя)

9.30.-10.30. Самодиагностика по методике Айзенка.

 

Каждый ученик получает опросник с ключом, инструктаж, как по нему работать и проводить обработку результатов. Личностные результаты теста вносит в таблицу.

Справка для руководителя проекта:

По опроснику Айзенка можно определить тип темперамента.

«Личностный опросник Айзенка», опубликованный в 1956г., предназначенный для диагностики нейротизма и экстраверсии-интроверсии, состоит из 48 вопросов, на которые обследуемому требуется ответить «да» или «нет».

Руководитель подчеркивает, что любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов, поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.

Опросник Айзенка

Инструкция: Перед Вами опросник, состоящий из 60 вопросов. На предложенные вопросы нужно отвечать «дa» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».

 

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты живой, веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скуч­ную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физичес­кие нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь литы обычно первый шаг для того, чтобы по­драться с кем-нибудь?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят дру­гих людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учите­ля?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные, веселые игры?

44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь про­сят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь актив­ас участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыс­лей?

53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кри­чишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удоволь­ствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

 

Ключи: Ваши результаты обрабатываются по 3-м шкалам:

·                                   Ложь

·                                   Экстраверсия-интроверсия

·                                   Нейротизм

Необходимо посчитать количество совпадений с «ключом». Совпавшие ответы складываются, после чего на графике откладываются получившиеся значения по 2 и 3 шкалам и определяется тип темперамента.

 

10.30.-11.00. Понятие о характере. Взаимодиагностика по опроснику Т. Лири.

Теоретический блок. Вводная лекция руководителя.

Почему 2 человека, занимаясь одним и тем же, делаю это неодинаково хорошо и удачно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другое хуже? Всё дело в том, что люди обладают разными способностями. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать ситуацию, принимать решение, понимать окружающих людей, оказывать на них влияние, улаживать конфликты, формулировать свои мысли, разбираться в технике, переносить физические нагрузки… Иначе говоря, люди обладают разными способностями. Способности – это индивидуальные способности человека, которые определяют возможность успешного выполнения различного вида деятельности.

Общие способности:

·                    К восприятию и движениям (сила и ловкость)

·                    К обучению и познавательной деятельности (интеллект)

·                    К общению и саморегуляции (характер)

 

Принять за основу общее для всех определение характера.

Характер[3] - (греч. Печать, чеканка) в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер тесно связан с темпераментом и другими сторонами личности человека. Характер отражает наше отношение к чему-либо.

Работа по схеме Структуры личности. Выявление роли характера в системе взаимодействия человека с миром и самим собой.

По складу характера люди делятся на два больших типа, которые в психологии получили название интровертов и экстравертов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, конкретные явления, людей и предметы. Интроверсия – направленность на внутренний мир, абстрактные понятия, идеи, мысли, символы. Многие думают, что экстраверты – просто люди общительные, а интроверты – необщительные, но различий между ними гораздо больше.

Перед проведением тестирования по каждой предложенной методике, учащимся предлагается высказать гипотезу относительно наличия у себя изучаемых черт характера:

Властность – лидерство,

Независимость – доминирование,

Прямолинейность – агрессивность,

Недоверчивость – скептицизм,

Покорность – застенчивость,

Зависимость – послушность,

Сотрудничество – соглашательство,

Ответственность – великодушие

 

 

11.00.-12.00. Практическая работа в группах.

Задание. Провести взаимодиагностику по опроснику Т. Лири. Обработать полученные результаты и занести в таблицу «Результаты исследования».

Информация для руководителя:

Опросник Тимоти Лири позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке по 8 базисным качествам. С помощью этого опросника можно определить, как и в чём нарушаются отношения в коллективе или в семье, и затем использовать полученные результаты для психологической коррекции. Опросник включает 128 утверждений (характерологических свойств), которые группируются в 8 «типов отношений», связанных с различными личностными чертами.

 

Опросник Т. Лири

 

Инструкция: Перед Вами опросник, состоящий из 128 утверждений. Если утверждение к Вам подходит, то в в бланке ответа напротив номера утверждения ставьте «+», если нет, то ставьте «-».

 

 

Утверждения к опроснику Т.Лири

 

Вы — человек, который:

1. Умеет нравиться.

2. Производит внушительное впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие к человеку.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто бывает печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит принимать ответственность за общее дело.

37. Уверен в себе.

38. Деловитый, практичный.

39. Любит контролировать.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Настойчивый.

43. Неумолимый, но беспристрастный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен (относится ко всему с сомнением).

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты («новые» не менее «старых»).

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный и уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Расчетливый.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.

81. Склонный к самобичеванию (причиняет себе нравственные страдания, раскаиваясь в совершенных ошибках или проступках).

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим право принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбору.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный (высокомерное стремление к славе, к почитанию).

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневается.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречия.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый и подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Услужливый.

116. Мягкотелый.

117. Почти никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда со всеми дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

 

12.00.-12.30.-перерыв.

12.30.-13.00. Диагностика агрессивности по методике Басса-Дарки.

Результаты заносятся в таблицу данных.

Диагностика агрессивности по методике Басса-Дарки проводится для определения Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространённых способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных ситуациях, вызывающих психическую напряжённость. А. Бассоль и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1.      Физическая агрессия (нападение).

2.      Косвенная агрессия.

3.      Склонность к раздражению.

4.      Негативизм

5.      Обида и зависть.

6.      Подозрительность.

7.      Вербальная агрессия (крик, словесные угрозы).

8.      Чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые даётся ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.

Опросник Басса-Дарки

 

Инструкция: Перед вами 75 вопросов, на каждый из которых надо ответить либо положительно (да), либо отрицательно (нет).

 

1.                 Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим;

2.                 Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю;

3.                 Я легко раздражаюсь, но легко успокаиваюсь;

4.                 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы;

5.                 Я не всегда получаю то, что мне положено;

6.                 Я знаю, что люди говорят за моей спиной;

7.                 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать;

8.                 Когда мне случается обмануть кого-нибудь, я испытываю мучительные угрызения совести;

9.                 Мне кажется, что я не способен ударить человека;

10.             Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кинуть какой-нибудь предмет;

11.             я всегда снисходителен к чужим недостаткам;

12.             если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить;

13.             Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами;

14.             Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне более дружественно, чем я ожидал;

15.             Я часто бываю не согласен с людьми;

16.             Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь;

17.             Если кто-нибудь ударит первым меня, я не отвечу ему;

18.             Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью;

19.             Я гораздо более раздражителен, чем кажется;

20.             Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор;

21.             Меня немного огорчает моя судьба;

22.             Я думаю, что многие люди меня не любят;

23.             я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной;

24.             Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины;

25.             Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку;

26.             Я не способен на грубые шутки;

27.             Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются;

28.             Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались;

29.             Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится;

30.             Довольно многие люди завидуют мне;

31.             Я требую, чтобы люди уважали меня;

32.             Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей;

33.             Люди, которые постоянно изводят нас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»;

34.             Я никогда не бываю мрачен от злости;

35.             Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь;

36.             Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания;

37.             Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть;

38.             Иногда мне кажется, что надо мною смеются;

39.             Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям;

40.             Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены;

41.             Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня;

42.             Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь;

43.             Иногда люди раздражают меня одним присутствием;

44.             Нет людей, которых я по-настоящему ненавидел бы;

45.             Мой принцип «Никогда не доверять чужакам»;

46.             Если кто-нибудь меня раздражает, я готов сказать все, что о нем думаю;

47.             я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею;

48.             Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь;

49.             с детства я никогда не проявлял вспышек гнева;

50.             Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться;

51.             если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым трудно ладить;

52.             Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-либо приятное для меня;

53.             Когда на меня начинают кричать, начинаю кричать в ответ;

54.             Неудачи огорчают меня;

55.             Я дерусь не реже и не чаще, чем другие;

56.             Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее;

57.             Иногда я чувствую, что готов первым начать драку;

58.             Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо;

59.             Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю;

60.             Я ругаюсь только со злости;

61.             Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть;

62.             Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее;

63.             Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу;

64.             Я бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся;

65.             У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить;

66.             Я не умею поставит человека на место, даже если он этого заслуживает;

67.             Я часто думаю, что жил неправильно;

68.             Я знаю людей, которые способны довести меня до драки;

69.             Я не огорчаюсь из-за мелочей;

70.             Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня;

71.             Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение;

72.             В последнее время я стал занудой;

73.             В споре я часто повышаю голос;

74.             Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям;

75.             Я лучше соглашусь с чем-нибудь, чем стану спорить;

 

Ключи: Ответы оцениваются по 8 шкалам. За совпадение с ключом – 1 балл. Совпадения суммируются.

 

Показатель агрессивности – шкалы 1, 2, 3, 7. Норма – 17-25 баллов в сумме;

Показатель враждебности – шкалы 5, 6. Норма – 4-10 баллов в сумме;

 

13.00.-14.00. Обработка данных, полученных в результате работы в течение дня. Перегруппировка полученных данных из таблицы в текстовый формат с описанием проведенных наблюдений и сопоставлением первоначальных предположений с полученными результатами.

Возможен вариант без такого сопоставления. В таком случае можно сравнивать результат самооценки и взаимооценки (тестирование проводится дважды, в разном формате).

14.00-14.30. Рефлексия. Обсуждение в кругу результатов дня и самочувствия.

Домашнее задание. Прописать окончательный вариант методологического блока исследовательской работы.

 

 

День третий.

 

9.00.-9.20. – Тренинг «Зоопарк».

Все учащиеся стоят в кругу. Каждый изображает какого-нибудь зверя, делая при этом одно движение и издавая один характерный звук. Если группа небольшая, возможно сначала показать всех предыдущих животных. Руководители проекта участвуют в тренингах наравне со всеми. (Тренинг помогает раскрытию эмоций, создает атмосферу психологической безопасности поддержки и защиты)

9.20.-9.40. Актуализировать знания понятий:

а) личность;

б) характер;

в) методы исследования личности.

Проверить домашнее задание. Уточнение окончательного варианта актуальности.

9.40-10.10.Теоретический блок. Направленность личности.

Задание.

Продолжить фразу: «Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности в…»

Уточнить термин направленность личности.

В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Характер потребностей и их регуляция зависит от психологического склада личности, её воспитанности. Потребности подразделяются на:

·                    Органические (материальные) – отражают нужды нашего организма;

·                    Духовные (социогенные) – порожденные обществом.

·                    Общественные – потребность в достижении определённого статуса, общественной оценке, дружбе, любви, в общественной деятельности…

Характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость.

Задание группам

Используя справочную литературу, собрать и обработать материал по теме «Локус контроля»

·                    Типы людей (экстерналы, интерналы)

·                    Шкала Локус контроля

Информацию озвучить.

Какими чертами обладают базовые «Локус-контрольные» типы?

 

Информация для учителя. Опросник уровня субъективного контроля Джорджа Роттера, созданный в 1966 г. на руссом языке опросник УСК был впервые опубликован Е. Бажиным с соавторами в 1984 г. УСК является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей. Методика нередко применяется в работе кадровых служб с целью отбора претендентов на должность руководителей. Говоря о локусе контроля личности имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо во внешней среде, либо в самих себе. Об интернальном локусе контроля говорят, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. Об экстернальном локусе контроля говорят, если человек склонен приписывать ответственность за всё внешним фактором: другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде.

11.00.-12.00. Диагностика уровня субъективного контроля.

Задание. Практическая работа.

Перед проведением тестирования по предложенной методике, учащимся предлагается высказать гипотезу относительно наличия у себя способности контролировать обстоятельства своей жизни (определить высокий или низкий у них уровень контроля над любыми значимыми ситуациями).

Провести самодиагностику «Локус контроля» (методика УСК). Обработать полученные результаты. Внести в таблицу «Результаты исследования».

Опросник УСК

Инструкция: Перед Вами опросник, состоящий из 44 пунктов. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с предложенным пунктом, и «нет» - если не совпадает.

Текст опросника

1.      Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека;

2.      Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу;

3.      Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь;

4.      Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим;

5.      Осуществление моих желаний часто зависит от везения;

6.      Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей;

7.      Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов;

8.      Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной;

9.      Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность;

10.  Мои отметки в школе чаще зависят от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий;

11.  Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их;

12.  То, что многим людям кажется везением или удачей, на самом деле является результатом долгих целенаправленных;

13.  Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства;

14.  Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они не смогут;

15.  То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими;

16.  Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители;

17.  Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей судьбе;

18.  Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства;

19.  Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и степени подготовленности;

20.  В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной;

21.  Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств;

22.  Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать;

23.  Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моей болезни или болезней;

24.  Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле;

25.  В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают;

26.  Я часто думаю, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье;

27.  Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого;

28.  На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными;

29.  То, что со мной случается – это дело моих собственных рук;

30.  Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе;

31.  Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий;

32.  Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу;

33.  В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я;

34.  Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать;

35.  В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой;

36.  Успех является результатом упорной работы и мало зависит от удачи или везения;

37.  Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи;

38.  Мне всегда трудно было понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим;

39.  Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу;

40.  К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания;

41.  В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании;

42.  Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя;

43.  Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей;

44.  Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения;

Ключи: Ваши результаты рассматриваются по шкале общей интернальности. Посчитайте количество совпадений с ключом.

 

Max – от 29 совпадений и выше;

Min – ниже 18 совпадений;

Средним результатом считается промежуток от 19 до 28 совпадений;

 

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат из собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Это более уверенные, более спокойные и благожелательные люди. У них более позитивная система отношения к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий уровень по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Это люди с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает меньшая терпимость к другим людям и повышенная агрессивность. Такие люди менее популярны.

12.00.-12.30.Перерыв

12.30.-13.00. Работа с понятием «самооценка».

Задание.

Сформулировать гипотезу в отношении собственной самооценки и модели выстраивания отношений с окружающим миром.

Например: я считаю, что обладаю высоким уровнем самооценки, способен принимать самостоятельные решения, пользуюсь уважением в коллективе, обладаю лидерскими качествами, иногда чувствую своё превосходство над окружающими.

Задание. Практическая работа.

Провести диагностику самооценки по методике Казанцевой. Обработать полученные результаты, сформулировать выводы, заполнить таблицу «Результаты исследований».

Опросник Г.Н.Казанцевой позволяет узнать уровень самооценки.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к её ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Самооценка прямо связанна с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Опросник Г.Н.Казанцевой

 

Инструкция: Вам предложены 20 высказываний, на каждый из которых необходимо дать один из трех ответов «да», «нет», «не знаю». Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

1.                 Обычно я рассчитываю на успех в своих делах;

2.                 Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении;

3.                 Со мной большинство ребят советуются (считаются);

4.                 У меня отсутствует уверенность в себе;

5.                 Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе);

6.                 Временами я чувствую себя никому не нужным;

7.                 Я все делаю хорошо (любое дело);

8.                 Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы);

9.                 В любом деле я считаю себя правым;

10.             Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею;

11.             Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение;

12.             Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе;

13.             Меня мало беспокоят возможные неудачи;

14.             Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть;

15.             Я редко жалею о том, что уже сделал;

16.             Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам;

17.             Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим;

18.             Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные;

19.             Мне чаще везет, чем невезет;

20.             В жизни я всегда чего-то боюсь;

Ключи: Подсчитывается количество согласий «да» под нечетными номерами, затем – количество согласий под нечетными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке;

Результат от -3 до +3 свидетельствует о средней самооценке;

Результат от +4 до +10 свидетельствует о высокой самооценке;

13.00.- 13.30. Правила оформления исследовательской работы и библиографии.

13.30.-14.00. Формулировка выводов по каждой исследовательской задаче. В конце исследовательской работы каждый проектировщик должен был сделать вывод о совпадении или несовпадении субъективной и объективной оценки уровня своей самооценки, своей агрессивности, своей способности управлять ситуацией и прочих свойств личности.

Домашнее задание. Напечатать черновой вариант исследовательской работы.

14.00.-14.30.Рефлексия.

День четвертый

9.00 – 9.20 Тренинг на сообразительность «Представьте себе куб»

Цель: пробудить творческое мышление

Все участники сидят в кругу и мысленно выполняют задание.

1.                 Представьте себе что угодно, имеющее форму куба

2.                 Разделите куб на две части

3.                 Разделите на две части оставшееся

4.                 Избавьтесь от него и посмотрите с чем вы остались

Ответьте на вопросы:

1.                 Каким был ваш куб?

2.                 Как вы его разделяли?

3.                 Каким образом вы от него избавились?

Съели, выбросили, отдали?

Результат тренинга – разбудить фантазию.

9.20.-9.30. Проверка домашнего задания. Наличие окончательного варианта исследовательской работы.

9.30.-10.00.

Мозговой штурм. Обсудить формы и варианты защиты. Обязательно проконсультироваться с психологом, т.к. тема научного исследования предполагает сбор и обработку конфиденциальной информации, руководителям необходимо помнить об индивидуальном подходе и корректной форме проведения защиты.

10.00-12.00.Практическая работа в режиме индивидуальных консультаций. Подготовка к защите проекта. Корректирование и редактирование печатной версии исследовательской работы.

Работа над созданием образа компьютерной презентации проекта. Презентация/защита строятся с использованием программы Microsoft Office PowerPoint в форме слайд-шоу.

Для проведения подобной презентации/защиты требуются ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

14.00.-14.30.Рефлексия по итогам дня.

Домашнее задание – подготовить текст выступления на защите.

День пятый.

1.                 Защита учебного проекта.

2.                 Рефлексия по итогам недели проектирования (помнить, что рефлексия – самоанализ). От участников требуются не оценочные суждения: «Это хорошо, а это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:

·                    Достигнуты ли цели проекта?

·                    Соответствует ли полученный результат цели проектирования?

·                    Что удалось в проекте лучше всего?

·                    Что хотелось бы изменить?

·                    Как вы оцениваете работу группы в целом?

·                    Как вы оцениваете свой личный вклад в работу над проектом?

·                    Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?

·                    Каких знаний, умений вам недоставало?

·                    С какими проблемами Вы столкнулись?

·                    Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?

·      Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектировочной деятельности?

Можно предложить каждому участнику проекта заполнить анкету или обсудить эти вопросы в группе, предоставив каждому участнику возможность свободно высказать свое мнение. При этом важно учесть, что мнения не оспариваются, а выслушиваются.

 

Примечание:

Научное исследование в области психологии – это работа для квалифицированных специалистов. Предлагаемая тема проекта «Социально-психологический портрет моей личности рассчитана на 14-15летних подростков, учащихся 9-х классов.

Группа разработчиков проекта считает её актуальной, т.к. первые научные познания в области психологии учащиеся получают в так называемом «трудном» переходном возрасте». Знания, полученные в ходе недели учебного проектирования, помогут им лучше понять себя как личность; эффективно взаимодействовать с окружающими; избегать конфликтных ситуаций, стрессов, неудач, проявления агрессии; помогут научить контролировать свои эмоции; в дальнейшем определиться с выбором будущей профессии.

Обязательным условием должно стать присутствие психолога-консультанта в роли одного из руководителей проекта, т.к. главный наш девиз: «Не навреди!»