Название проекта:

Великие города Древнего мира

Цели проекта:

- образовательные: углубление знаний по истории и культуре древних цивилизаций;
- воспитательные: содействовать формированию уважительного и любознательного отношения к прошлому, к традициям, обычаям и особенностям народов мира;
- развивающие: развитие умений работать с текстовой и изобразительной информацией, поиска информации в сети Интернет, создания презентаций в программе MS Power Point, карт в Google Maps, развитие умения воплощать работу в целостной концепции.

Задачи проекта:

- изучить историю великих городов древности (Афины, Александрия Египетская, Рим);
- познакомиться с историей и результатами археологических раскопок на территории этих городов;
- познакомиться с архитектурой и особенностями планировки древних городов;
- познакомиться с величайшими памятниками древности, находящимися или находившимися на территории этих городов;
- познакомиться с экономической жизнью и экономическими связями исследуемых городов;
- познакомиться с социальным, этническим, религиозным составом, с укладом жизни горожан;
- выделить особенное и общее в истории, устройстве, повседневной и экономической жизни великих городов Древнего мира;
- разработать карту и виртуальную экскурсию по теме проекта.

Сроки:

Февраль - май

Руководитель проекта:

Щагина Елена Германовна

Участники проекта:

Учащиеся 5 класса

Конечный продукт:

Карта «Великие города Древнего мира» выполненная с помощью сервиса Google Maps и заочная экскурсия по древним городам, выполненная в программе MS Power Point.

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом:

Блок занятий №1: Мотивация и организация

Занятие №1: проводится в рамках урока по теме «Афинский порт Пирей».

Введение в проект начинается с беседы по вопросам: Что такое город? Как связаны между собой появление первых городов и переход человечества к цивилизации? Подытоживая сказанное, учитель отмечает важность городов в истории человечества. Далее учитель сообщает детям название проекта «Великие города древности» и показывает презентацию «Афинский порт Пирей». Яркие иллюстрации, картинные и сюжетные описания в рассказе учителя должны способствовать становлению мотивации у ребят.

Выбор темы проекта происходит с помощью жеребьёвки: учащиеся друг за другом подходят к ведущему (учителю) и вынимают из непрозрачного мешка часть разрезанной открытки или обычной фотографии, изображающих современные Афины, Рим или Александрию. В соответствии с результатами жеребьёвки формируются три команды.

Предлагаемые темы: Город богини Афины, Рим – Вечный город,Александрия Египетская.

После образования команд учитель переходит к знакомству ребят с теми ресурсами и инструментами, с которыми предстоит познакомиться в ходе работы над проектом. Рассказ учителя подкрепляется соответствующими слайдами. Данная часть урока отделена от части мотивации, дабы не перегружать восприятие учащихся работой со слайд-презентацией.

Выработка удобной схемы работы: учитель и ученики договариваются о времени своих встреч. Учащиеся получают календарный план работы (см.ранее).

Домашнее задание. Сбор информации о своём городе по материалам учебника.

Последующие встречи педагога и ребят происходят во внеурочное время, два раза в месяц. Педагог встречается не со всем классом, а с отдельной группой (далее – рабочая группа).

Занятие №2: внеурочная деятельность учащихся и учителя.

Задачи: определить структуру будущей работы, распределить обязанности детей внутри группы.

Структура будущей работы определяются путём мозгового штурма. Для подкрепления мотивации учитель показывает учащимся нарезку из соответствующих фильмов цикла «Метрополии» («Metropolis», Германия, 2003 г.). После просмотра отрывка фильма, если нужно, вносятся необходимые изменения в предполагаемую структуру будущей работы. Далее учащиеся при помощи педагога распределяют свои обязанности внутри группы.

Учитель проводит анкетирование учащихся, дабы выяснить исходный уровень владения ПК и современными информационными технологиями.

Анкета

Отметьте подходящий Вам вариант:

1. Есть ли у Вас собственный почтовый ящик?

да

нет

2. Пользуетесь ли вы Интернетом?

да

нет

3. Имеете ли вы неограниченный доступ к сети Интернет?

да

нет

4 Знаком ли Вам сайт Википедия?

да

нет

5. Что Вы чаще всего делаете в сети Интернет?

общаюсь с друзьями

Ищу нужную мне информацию

играю

другое

Домашнее задание: в соответствии со структурой дети образуют микрогруппы (архитектура, жители, история города и т.п.) и в микрогруппах работают над сбором материала заочного путешествия. По итогам проделанной работы дети готовят мини-сообщения. При необходимости, нужно обсудить, где именно дети могут найти нужную информацию.

Блок занятий №2: Освоение современных технологий

Занятие №3-4: внеурочная деятельность учащихся и учителя (проводится в кабинете информатики, доступ к сети Интернет)

Задачи: выслушать небольшие сообщения детей о проделанной работе, познакомиться с современными информационными технологиями и начать их освоение.

Учитель проводит Круглый стол с рабочей группой. Задачи обсуждения выявить лакуны в материалах учащихся, найти пути их заполнения, организовать помощь тем группам и ученикам, у которых возникли проблемы.

Далее учитель переходит к знакомству учащихся с современными информационными технологиями.

I. Google Wave («Волна»)— экспериментальное универсальное средство коммуникации, а также созданные для этого технологии и программное обеспечение, разработанные Google. Google Wave призвана соединить в себе функции электронной почты, мгновенной передачи сообщений, чата, веб-форума, вики, совместного создания и редактирования документов с системой управления версиями и социальной организацией сети[1].

Данный сервис позволяет учителю организовать эффективное взаимодействие учащихся, обмен и редактирование информации.

Подготовительный этап.

Создание «Волны» (группы) Google Wave. Для создания группы с помощью сервиса Google Wave рекомендуем создать собственный почтовый ящик Gmail[2]. Следующий шаг – создание группы Google Wave[3].Создавать группу нужно не выходя из своего почтового аккаунта (не закрывая почту). Первые два шага (создание почты и создание группы) целесообразно проделать до занятия с учащимися.

Создание почты и вступление в группу. На самом занятии ученики создают свой почтовый ящик на сервисе Gmail и вступают в созданную учителем «волну» Google Wave. Учитель демонстрирует все необходимые шаги с помощью презентации MS Power Point. Важно подчеркнуть, что теперь, с помощью Google Wave, гораздо проще обмениваться информацией, взаимодействовать, придумывать и главное – работать над проектом.

II. Знакомство учащихся с фотохостингами. Фотохо?стинг (англ. photo hosting)— веб-сайт, позволяющий публиковать любые изображения (например, цифровые фотографии) в Интернете. Любой человек, имеющий доступ к Интернету, может использовать фотохостинги для размещения, хранения и показа изображений другим пользователям сети. Отдельные фотохостинги также предоставляют возможность загружать не оцифрованные фотографии средствами бумажной почты[4].

Мы начинаем знакомство с англоязычного Flickr (http://www.flickr.com/) и русскоязычного Fishup (http://www.fishup.ru/). Дети пробуют свои силы: получают задания по группам найти подходящее для проекта изображение (например, Парфенон, Акрополь, Эрехтейон)[5]. Далее учитель с помощью презентации показывает учащимся основные способы поиска нужных изображений по этим хостингам. Информация о найденных материалах сохраняется в учебной группе Google Wave.

Учитель должен объяснить учащимся необходимость соблюдения авторского права, необходимость публиковать любые материалы указанием на источник информации.

III Google Maps (http://maps.google.ru/)[6] позволяет располагать на карте маршруты, изображения исторических событий, памятников архитектуры и т.п. материалы.

Учитель демонстрирует учащимся примеры карт Google Maps. Учащиеся самостоятельно знакомятся с инструкцией по работе с картами Google Maps. Далее следует обсуждение вопросов: какие возможности предоставляет сервис Google Maps, как могут быть использованы создаваемые карты?

Далее учащиеся разбиваются на три произвольные команды. Задача команд: познакомиться с технологией создания карт в Google Maps и создать свою карту. Время 15 – 20 минут. По итогам выполнения заданий учащиеся определяют слабые и сильные места работ друг друга; учитель разъясняет учащимся вопросы и действия, вызвавшие затруднения.

Домашнее задание: поиск соответствующего задумкам графического материала, публикация его в «волне» и в Google Maps, восполнение пробелов в текстовой информации, доработка «текста» путешествия.

Дополнительно: возможно, по желанию учащихся, выполнения текущих домашних заданий с использованием изучаемых технологий (например: по теме «Поход Александра Македонского на Восток» можно создать подборку качественных иллюстраций, как по всей теме, так и по отдельным вопросам).

Блок занятий №3: Воплощение идей

Занятие №5 внеурочная деятельность учащихся и учителя (проводится в кабинете информатики с подключенной сетью Internet)

Задачи: выслушать небольшие сообщения детей о проделанной работе, познакомиться с современными информационными технологиями и продолжить их освоение.

Учитель, по предложенному ранее сценарию, проводит Круглый стол с рабочей группой. Задачи обсуждения выявить лакуны в материалах учащихся, найти пути их заполнения, организовать помощь тем группам и ученикам, у которых возникли проблемы.

Далее учитель переходит к знакомству учащихся с современными информационными технологиями.

Слайд-презентация в программе MS Power Point (PP). Учитель с помощью презентации показывает учащимся основные приёмы работы с программой MS Power Point . Далее учащиеся в парах получают задания. Например: создать презентацию, вставить картинку, добавить анимацию к картинке и т.п.). Цель это задания: начать освоение основного инструментария PP. Далее учитель организует обсуждение построения всей презентации. По итогам этой работы происходит распределение деятельности в группе.

Домашнее задание: подготовка и создание своего «участка» виртуального путешествия по древнему городу, доработка «текста» путешествия.

Занятие №6 внеурочная деятельность учащихся и учителя (проводится в кабинете информатики с подключенной сетью Internet).

Задача: работа над целостной концепцией и видом «Путешествия», продолжение освоения современных информационных технологий.

Круглый стол. Учащиеся рассказывают о своих трудностях в работе. Ребята или учитель помогают решить возникшие проблемы.

Далее «складывается» из работ учащихся путешествие по древнему городу. Мозговой штурм помогает выявить имеющиеся недочёты.

Домашнее задание: по результатам занятия ребята получают домашние задания по добору информации и усовершенствованию технической стороны путешествии. Также в задачи ребят входит доработка выступления на итоговом занятии.

Блок занятий №4:

Занятие №7 внеурочная деятельность учащихся и учителя.

Учитель знакомится с подготовленными выступлениями групп, помогает исправить недочёты, настраивает на позитивный лад.

Занятие №8 проводится в рамках урока. Защита проекта на итоговой конференции, проведение путешествия по «Своему» городу, презентация карты.

Выступление групп учащихся по выбранной теме с использованием презентации.

Блок занятий №5: Рефлексия

Итоговый круглый стол. Рекомендуем проводить в рамках классного часа вместе с классным руководителем в доброжелательной обстановке.

Обсуждаемые вопросы: Что нового узнали? Какие знания помогали в работе?Как учитель оценивает свою деятельность (плюсы и минусы)? Что учащиеся хотели бы порекомендовать будущим участникам этого проекта? Хотели бы дети участвовать в новых проектах, какие на этот счёт есть идеи?

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Wave

[4]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3

[5] Для поиска по Flickr целесообразно пользоваться переводчиком. Например, Переводчиком Google http://translate.google.ru/#

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Maps