Название проекта:

Да будет свет!

Цели проекта:

- Изучить принцип действия электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС) и альтернативной энергетики, познакомиться с классификацией и характеристиками для каждого вида электростанции, выявить самые крупные (мощные) электростанции России;
- выработать независимый научный подход к анализу новых физических, химических, географических явлений;
- развивать и воспитывать у школьников понимания важности изучения физики в современном мире;
- совершенствовать общие и специальные учебные умения;
- ознакомить с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного получения информации, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Сроки:

Октябрь-декабрь

Руководитель проекта:

Токарева Елена Владимировна, учитель физики

Участники проекта:

Учащиеся 11 класса

Конечный продукт:

Электронное пособие «Да будет свет!».

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом:

Введение в проект. Индуктором запуска проекта может послужить просмотр небольшого видеосюжета (или серии видеосюжетов) об альтернативных источниках электроэнергии и их преимуществах по сравнению с традиционными (возможно использовать слайд-презентация, составленная учителем на данную тему. В ходе показа учитель рассказывает о важности грамотного подхода при выборе способа получения электроэнергии и тепла в современном мире. Руководитель проекта акцентирует внимание на проблемах традиционных видов электростанций (транспортные проблемы, проблема исчерпаемости природных запасов, экологические, проблемы безопасности хранения ядерных отходов и другие). Важные и хорошо иллюстрированные сведения о новых достижениях в современной электроэнергетике способствуют возникновению интереса учащихся к изучению физики и географии.

Активные ссылки для использования материалов:
Что значит энергия?
Ветропарк победил
Солнечные батареи

Работа по составлению тезауруса проекта.
На первом этапе проектировщикам предстоит уточнить понятийный аппарат исследования (тезаурус). Он включает в себя следующие понятия: электростанция, ТЭС (ТЭЦ), ГЭС, АЭС, альтернативная энергетика. Работа может производиться как индивидуально, так и в малых группах из 4-5 человек. (возможно организовать работу в компьютерном классе, имеющем точку доступа в Интернет.) После сравнения своего представления с определениями, которые даются в справочниках или словарях, результаты обсуждения с комментариями учителя заносятся в таблицу.

Понятие

Определение

Электростанция

Электростанция — электрическая станция, совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории.

ТЭС

Тепловая электростанция (или тепловая электрическая станция) — электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора.

ТЭЦ

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) — разновидность тепловой электростанции, которая производит не только электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).

ГЭС

Гидроэлектростанция (ГЭС) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

АЭС

Атомная электростанция (АЭС) — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом).

Альтернативная энергетика

Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии района.


Активные ссылки для использования материалов Википедии:
http://ru.wikipedia.org/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Электростанция
http://ru.wikipedia.org/wiki/ТЭС
http://ru.wikipedia.org/wiki/ТЭЦ
http://ru.wikipedia.org/wiki/ГЭС
http://ru.wikipedia.org/wiki/АЭС
http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная энергетика

Выбор темы проекта.

Учащимся, предлагается разбиться на 4 группы и выбрать тему своего проекта. Деление на группы может производиться различными способами: при помощи лотереи, по взаимной договорённости с учителем или по указанию руководителя проекта.

Первая группа учащихся будет исследовать теплоэлектростанции и теплоцентрали. Вторая – гидроэлектростанции. Третья группа проектировщиков изучает атомные электростанции. Четвёртые знакомится с альтернативными источниками электроэнергии. Каждое творческое объединение собирает информацию, опираясь на следующий план:

1. Первое упоминание о создании каждого типа электростанции;

2. Принцип действия данного типа станции;

3. Классификация исследуемого типа станций;

4. Основные характеристики;

5. Выявление самых мощных или известных электростанций каждого типа.

Возможные темы исследовательских проектов:

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик ТЭС «Сургутская – 2».

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Рефтинской ТЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Костромской ТЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Южной ТЭЦ.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Правобережной ТЭЦ.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Северо-Западной ТЭЦ.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Саяно-Шушенской ГЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Красноярской ГЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Братской ГЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Балаковской АЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Ленинградской АЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик Курской АЭС.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик геотермальных источников энергии.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик приливных источников энергии.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик солнечных источников энергии.

· Исследование принципа действия, классификации и технических характеристик ветряных источников энергии.

Выбор темы и формулировка проблемы дают возможность определить объект, предмет, цель(и) и задачи исследования, грамотно отобрать методы исследования. Учащимся предстоит собрать и проанализировать литературу по теме своего исследования и написать текст самой работы, отвечающий требованиям, предъявляемым к ученическим исследовательским работам, а также создать слайд-презентацию в программе MS Power Point (возможно создание Flash презентаций или небольших роликов в программе Movie maker).

http://www.Требования к оформлению школьных исследовательских работ
http://docs.google.com/Требования оформления слайд- презентаций
http://Требования оформления и критерии оценки слайд - презентаций

Исследовательские работы учащихся становятся отправной точкой для разработки конечного продукта - электронного атласа «Электроэнергетика России». Для этого необходимо обратиться к сервису Google maps, который поможет получить представление о том, где располагаются самые мощные электростанции России, а также действующие альтернативные электростанции на территории нашей страны. Но прежде необходимо разработать дизайн меток (для каждого типа электростанции). Далее следует нанести метки на карту и, по возможности, сопроводить каждую метку фотографией или видеороликом, а также информацией о дате ввода станции в эксплуатацию, её мощности и так далее.

Заключительный этап работы над проектом - составление слайд – презентации и подготовка к защите.

Информационно-коммуникационное сопровождение проектной деятельности:

Презентация проекта

Защиту проекта можно провести, как в классе, оборудованном мультимедийным комплектом, так и так и в актовом зале. Возможно пригласить учащихся из параллельного класса. Представление учащимися результатов своих исследований завершается презентацией электронного пособия «Да будет свет!».

В ходе защиты проектов учащиеся оценивают каждое выступление по следующим критериям:

Баллы

1. Полное раскрытие темы исследования (0 –5)

2. Соблюдение логики проектирования: грамотно поставленная цель, раскрытие идеи исследования, выводы (0 –5)

3. Наличие иллюстраций (фотографий, рисунков и других графических объектов), связанных с содержанием (0 – 5)

4. Присутствие комментариев для каждой иллюстрации (0 – 5)

5. Наличие ссылок на источники информации (текстовые, графические, музыкальные материалы, информацию, взятую из сети Интернет) (0 – 5)

Оформление презентации

1. Грамотное использование анимации элементов на слайде (0 – 5)

2. Использование «спокойной» анимации смены слайдов (0 – 5)

3. Применение дополнительных возможностей Power Point: звуковое сопровождение, видео (0 – 5)

4. Единство стиля при конструировании всех слайдов презентации: цвет фона, шрифт, графика (0 – 5)

5. Доступность прочтения текстовой информации - баланс цвета фона и цвета шрифта (0 – 5)

Культура речи

Итого:

Рефлексия:

Проектная деятельность обязательно завершается рефлексией. Ее можно провести в форме круглого стола, обсуждения по вопросам.

Анализ проектной работы:
  1. Удачно была выбрана тема проекта?
  2. Оптимально ли были определены цель деятельности и ее задачи?
  3. Глубоко ли Вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?
  4. Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?
  5. Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства?
  6. Какие виды деятельности были наиболее интересны?
  7. Достаточно ли было времени на разработку проекта?
  8. Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом?
  9. Какие свои способности развили?
  10. Насколько удачно была выбрана Вами форма представления результата?
  11. Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?
  12. Где и зачем в будущем Вам может пригодиться приобретенный опыт?
Анализ сотрудничества:
  1. Был ли должный психологический комфо рт в группе?
  2. Каков был характер общения между участниками проекта?
  3. Хотели бы Вы поменять состав своей группы?
  4. Все ли участники были достаточно активны?
  5. Все ли смогли проявить свои способности?
  6. Удовлетворены ли Вы своей работой в группе?