Название проекта:
Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни
Цели проекта:
· ознакомление учащихся с основными этапами развития эмбриологии и её современными положениями;
· формирование навыков комплексного осмысления знаний в биологии (связь изучаемого материала с жизненными актуальными проблемами современности);
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
· воспитание ответственного отношения к здоровью как ценности, способствование использованию в поведении информации, которая служит сохранению и укреплению здоровья человека и его потомков;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной проектной деятельности.
Задачи проекта:
Сроки
сентябрь - май
Руководитель проекта
Базарова Юлия Вячеславовна, учитель биологии
Участники проекта
Учащиеся 10-11 класса
Конечный продукт
Исследовательская работа по одной из тем в рамках общего проблемного поля проекта, слайд-презентация
Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом
Разработка и реализация проекта осуществляется в рамках элективного курса «Жизнь до рождения».
I Введение в проект
1.1.Ознакомление учащихся с технологиями Web 2.0.
В данном проекте можно использовать наиболее известные «проявления» Web 2.0, такие как сервисы Google, Википедия и сервисы обмена.
Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные.
Сайты совместного документопользования (Google Docs). Подобные сервисы дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования.
Сервисы обмена (наиболее популярными являются YouTube и Picasa). Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п.
2.Анкетирование учащихся
Анкетирование учащихся можно провести в компьютерном классе, используя Google – формы (данный ресурс позволяет создать тест и одновременно обработать полученные результаты).
Пример анкеты
1.Месяц, год анкетирования
2.Класс, в котором Вы учитесь
3.Что Вы ожидаете от этого курса?
а) получу много полезных и интересных знаний
б) буду общаться с интересными мне людьми
в) расширю кругозор
г) ничего не жду
д) другое___________________________________________________
4.Предполагаете ли Вы использовать:
а) дополнительную специальную литературу
б) информацию WEB- страниц
в) научно-популярную литературу
г) информацию СМИ
3.Индуктором запуска проекта может послужить беседа о внутриутробном развитии человека или видеофильм.
На первом этапе проектировщикам предлагается определиться с ключевым понятиями проекта, такими как: эмбриология, здоровье, эмбриональный период развития.
Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе из 3- 5 человек при произвольном делении (работа основана на актуализации своего личного опыта).
После этого проектировщики имеют возможность сравнить своё представление с определениями, предлагаемыми справочниками и словарями.
Полезные ссылки на Интернет-ресурсы::
http://ru.wikipedia.org/wiki/эмбриология
http://ru.wikipedia.org/wiki/здоровье
http://ru.wikipedia.org/wiki/эмбриональный период
Вниманию проектировщиков предлагается вводная лекция на тему: «Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни». Для иллюстрации беседы предлагаю использовать широкие возможности видеохостинга YоuTube.ru.
Определения проблемного поля проекта рекомендуется организовать в форме мозгового штурма, ход и результаты которого предъявляются с помощью карт памяти ( например, bubbl.us).
Примерные темы индивидуальных исследовательских работ в рамках проекта, предложенные участниками (перечень может быть шире), то есть проблемное поле проекта:
·Методы изучения генетики человека (генеалогический метод, близнецовый метод)
·Методы изучения генетики человека (цитогенетический метод, биохимический метод)
·Вредные привычки во время беременности (курение)
·Вредные привычки во время беременности (алкоголизм)
·Вредные привычки во время беременности (наркотики)
·Диагнозы до рождения (определение пола и выявление наследственной патологии плода)
·Близнецы
·Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Дауна)
·Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Клайнфельтена)
·Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Шерешевского- Тернера)
·Наследственные заболевания, причины их появления (фенилкетонурия)
·Клонирование
·ВИЧ – инфекция и СПИД
Домашнее задание – осуществить библиографический поиск по теме исследования.
II Работа над проектом
Деятельность учителя |
Деятельность проектировщиков |
Домашнее задание для проектировщиков |
Актуализация знаний, полученных в рамках курса «Основы исследовательской деятельности»: методология исследования, логика исследования, структура индивидуальной исследовательской работы, требования к оформлению, критерии оценки. . |
Проектировщикам необходимо четко сформулировать проблему собственного исследования. Формулировка проблемы позволит им определить объект, предмет, цель(и) и задачи, отобрать необходимые методы исследования.. Работа по сбору информации (Интернет-ресурсы, библиотека, учителя-консультанты)
|
Оформление методологического блока исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цель(и) задачи, методы) Для лучшего взаимодействия в системе «учитель-ученик» можно использовать Интернет – ресурс Google – формы. Подобный сервис даёт пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования. |
Индивидуальные консультации |
Создание электронной версии черновика исследовательской работы (работа в компьютерном классе). |
Создание электронной версии черновика исследовательской работы |
Актуализация знаний о презентации/защите индивидуальной исследовательской работы. Презентация/защита строятся с использованием программы Microsoft Office PowerPoint в форме слайд-шоу, состоит из 5-6 слайдов, длительность каждого выступления – приблизительно 5-7 минут. Для проведения подобной презентации/защиты требуются ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
|
Работа над созданием образа компьютерной презентации проекта. (работа в компьютерном классе) |
Создание электронной версии презентации/защиты. (с подбором иллюстративного материала) и подготовить текст выступления). |
Проверка степени готовности к защитите проекта. Оценка регламента выступления. |
Работа с текстом выступления. |
Работа с текстом выступления. |
Публичная защита проекта
Защита проекта может быть проведена в формате ученической конференции, посвященной проблемам эмбриологии. Участниками конференции могут стать как сами проектировщики, так и приглашенные родители, специалисты в области генетики и медицины.
Информационно-коммуникационое сопровождение
1.Влияние на плод токсических веществ
http://hermes.ihep.su:8001/blizzard/Vredf/toxiko.html
2.Тератология
http://lechebnik.info/603/41.htm
3.Наследственные заболевания
http://humbio.ru/humbio/pathology/000c0081.htm
4.Эмбриология
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EMBRIOLOGIYA_CHELOVEKA.htm
5.В утробе матери (фильм)
http://www.youtube.com/watch?v=4dEbn8E4mPE
6.Плацента и её роль в развитии беременности
http://www.medison.ru/si/art250.htm
7.Беременность
http://www.budumamoi.ru/index.htmlеменность
Рефлексия
Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:
·Достигнуты ли цели проекта?
·Соответствует ли полученный результат цели проектирования?
·Что удалось в проекте лучше всего?
·Что хотелось бы изменить?
·Как вы оцениваете работу группы в целом?
·Как вы оцениваете свой личный вклад в работу над проектом?
·Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?
·Каких знаний, умений вам недоставало?
·С какими проблемами Вы столкнулись?
·Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?
Можно провести рефлексию в форме анкетирования с последующим обсуждением результатов.
1.Месяц, год анкетирования____________________________
2.Класс, в котором Вы учитесь_________________________
3.Оцените в баллах, насколько Вам понравился проект.
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
д) 5
4.Оправдались ли Ваши ожидания от данного проекта?
а) да
б) оправдались частично
в) совсем не оправдались
5.Что Вам понравилось в проекте?
Что Вам понравилось в проекте? |
В меньшей степени |
В большей степени |
Ведущий учитель |
|
|
Режим занятий |
|
|
Общение с одноклассниками при выполнении работы |
|
|
Самостоятельный поиск информации
|
|
|
Анализ информации |
|
|
Обработка информации |
|
|
Представление информации |
|
|