МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вместо предисловия.

Проектная деятельность в современной школе является необходимым компонентом обучения. Это уже аксиома. Поэтому работа по формированию проектной культуры учащихся начинается уже в начальной школе.

Применительно к жизнедеятельности школы проектную культуру можно определить как "социально-прогрессивную творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленную на преобразование окружающей их действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов".

Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками:

  • осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;
  • овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;
  • достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;
  • знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;
  • умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;
  • достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;
  • способна ставить перед собой (для себя) "нравственно чистые цели";
  • готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины,. семьянина и т.п.);
  • способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;
  • владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;
  • владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;
  • осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;
  • умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.


  • К условиям овладения личностью проектной культурой относятся:

  • мотивация личности на овладение проектной культурой и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования;
  • содержание образования, зафиксированное в образовательных программах;
  • организация процесса проектирования как системообразующей деятельности, отражающей специфику моделирования образовательной среды школы.

  • В контексте создания условий формирования проектной культуры была разработана программа спецкурса "Основы социального проектирования". Занятия в рамках спецкурса проводят классные руководители, прошедшие специальную подготовку.

    Что же дает проектная деятельность учащимся:

  • умение исследовать проблемы, оценивать свои возможности;
  • развитие умений творческой самореализации и самоизменения;
  • становление критичности и самостоятельности суждений;
  • повышение сплоченности коллективов;
  • приобретение опыта решения жизненно важных проблем;
  • умение самоопределяться в деятельности, способах, средствах, путях решения;
  • умение общаться, вести диалог, осуществлять конструктивную критику;
  • осуществлять анализ уже совершенной деятельности;
  • повышение качества знаний.