Название проекта:

Интерактивная карта  «Петербургские страницы лирики Ф.И.Тютчева»

Цели проекта:

Задачи проекта:

 

Сроки

февраль

Руководитель проекта

Купцова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Участники проекта

Учащиеся 10 класса

Конечный продукт

Интерактивная карта «Петербургские страницы лирики Тютчева», индивидуальная исследовательская работа

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом

Актуальность проекта объясняется тем, что петербургские страницы русской классики часто остаются вне поля зрения современного молодого читателя. Проект позволит не только расширить круг читательских интересов, но и закрепить навыки текстологического анализа произведения. В ходе работы над проектом учащиеся смогут проявить свою индивидуальность в выборе произведения, методов исследования. Развивая интерес к чтению художественной и критической литературы, проект призван способствовать процессу формирования личности петербуржца, который может увидеть город и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.

Проект может быть реализован течение одного месяца и предполагает сочетание индивидуальной работы и сетевого взаимодействия участников проекта.

Деятельность учащихся может состоять из 3 этапов. Первый этап включает в себя выбор темы индивидуальной исследовательской работы, сбор и систематизацию материалов  по данной теме, составление плана исследования. Второй этап предполагает написание работы, ее редактирование, участие в создании интерактивной карты. Третий этап состоит из защиты проекта и рефлексии.

Запуск проекта осуществляется на уроке, посвященном лирике Тютчева.

Проектное  задание: (рекомендуется создать календарь проекта в программе Календарь Google; с помощью календаря проекта осуществляется рассылка напоминаний всем участникам проекта об основных этапах проекта и сроках его реализации):

Первая неделя:

Познакомиться с литературой по теме исследования. Отобрать  лирические стихотворения, принадлежащие петербургскому периоду жизни поэта. Выявить связи между выбранным произведением Тютчева  и местом в Петербурге, связанным с текстом.

Вторая неделя:

Работа над созданием интерактивной карты «Петербургские страницы лирики Ф.И.Тютчева». Каждый участник вносит свой вклад в коллективный результат.

Третья неделя:

Создать текст исследовательской работы, соответствующий  требованиям, предъявляемым к учебной исследовательской работе.

Исследовательская работа (в рамках данного учебного проекта) должна содержать текстуальный анализ стихотворения Тютчева, свидетельства исследователей творчества Тютчева о времени и обстоятельствах создания произведения, на их основании должны быть сделаны выводы о связи определенного места города и данного произведения художественной литературы. Качество работы определяется ее достоверностью, основательностью, числом приведенных доводов.  Не следует рассчитывать, что данный проект внесет новое слово в современную литературоведческую науку, но он, несомненно, будет способствовать развитию читательского кругозора, внимания к истории своего города, интереса к интерактивным способам обучения. Требования к оформлению: Times new Roman 12, межстрочный интервал 1,5, поля: верхнее, нижнее – 20мм, левое 30мм, правое 10 мм, форматирование по ширине, допускается выделение заголовков.

Четвертая неделя:

Подготовить устную защиту своего  проекта с использованием интерактивной карты «Петербургские страницы лирики Ф.И.Тютчева»

Работа над проектом осуществляется в формате внеурочной/внеклассной деятельности, который включает в себя самостоятельное исследование художественного текста и литературоведческих материалов, сетевое взаимодействие с преподавателем и партнером по проектированию, обсуждение и редактирование текста и презентации в малой группе.

Учащимся предлагается использовать программу Google Docs для совместного редактирования текстов исследовательских работ. Руководитель проекта консультирует каждую группу по мере необходимости (не менее одного реза в неделю). Интерактивная карта, на которой каждая группа отмечает место, связанное ( по результатам проведенного исследования) с созданием одного из лирических стихотворений Ф.И.Тютчева), создается в программе Google Maps. Программа Google Maps позволяет размещать на карте Санкт-Петербурга фото- и  видеофайлы, тексты, комментарии.

Публичная защита проекта «Петербургские страницы лирики Ф.И.Тютчева» может состояться в кабинете литературы или  в актовом зале. Выбор площадки зависит от уровня  развития коммуникативных навыков участников проекта: чем выше уровень коммуникативной культуры – тем больше слушателей приглашается на защиту. В слабом классе защита должна происходить в компьютерном классе, но обязательно выступление каждого проектировщика.

Перед  началом защиты необходимо небольшое вступительное слово: один из участников проекта может рассказать о целях и задачах общего проекта, о его актуальности, об основных этапах биографии поэта, не связанных с жизнью в Санкт-Петербурге. Подобное вступление введет слушателей в контекст творческой биографии Тютчева, исследованию отдельных страниц которой будут посвящены все работы учащихся.

Собственно защита проекта  представляет собой презентацию интерактивной карты Санкт-Петербурга, на которой отмечены те места, где проживал Тютчев, где он бывал, где жили близкие ему люди, места, упомянутые в том или ином стихотворении (такие, например, как Исаакиевский собор, Смольный монастырь, здание Армянской церкви). На карте создаются метки, к ним даются ссылки с изображением данных памятных мест и кратким комментарием.

Рефлексия, которая обязательно проводится по окончании проекта, может быть организована в форме заполнения интерактивной анкеты, созданной  в программе Google Docs.

 Информационно-коммуникационое сопровождение

Тютчевиана. Сайт рабочей группы по изучению творчества Тютчева. Попытка собрать все интересное, что на сегодня известно о Тютчеве/

 

 

Краткий хронограф  из Фундаментальной электронной библиотеки (биография Тютчева в датах)

 

небольшая по объему статья о любимых женщинах Ф.И. Тютчева

 

Энциклопедия Санкт-Петербурга

 

 статья Пигарева К.В. «Поэтическое наследие Тютчева»

 

Очень информативный сайт, созданный в рамках проекта «Новая литературная сеть» (статьи написаны не очень сложным языком)

 

очень красивый сайт «Санкт-Петербург сквозь века».