"Одноактная историческая пьеса"
Вместо предисловия
Учебный проект «Одноактная историческая пьеса» разрабатывается учащимися 7-х классов с 2003 года. Вариативны могут быть темы и герои пьес («История великих научных открытий», «Открытие Америки», «Подвиг Жанны Д Арк», , «Исторические деятели Петровской эпохи»).
В продвинутом классе могут быть предложены темы, расширяющие и углубляющие содержание школьных курсов по истории и литературе, в более слабом классе задача сводится к изучению в проектной форме конкретной учебной темы.
Формат учебного проекта в данном случае позволяет учащихся «погрузиться» в эпоху (знакомство с историческим материалом, бытовыми атрибутами эпохи и архаизацией языка пьесы).
В процессе работы над данным проектом у учащихся формируются навыки просмотрового и аналитического чтения, так необходимые при дальнейшем обучении.
При творческой переработке исторических и литературных материалов, анализе исторических фактов, перегруппировке текстов в диалоги и монологи совершенствуется вся речемыслительная деятельность. Необходимость представить результаты проектной деятельности в виде «литературного произведения» побуждает учащихся осваивать компьютерные технологии.
Участие каждого ученика в общем спектакле на большой школьной сцене позволяет ему раскрыть свой творческий потенциал, дает опыт публичного выступления, учит не бояться аудиторного шока.
В рефлексии по итогам данного проекта многие учащиеся отмечали, что особенно ценным был опыт работы в команде, что они не ожидали от себя такой интенсивной и плодотворной деятельности в свободном режиме, что на всех этапах реализации проекта «было очень трудно, но весело и интересно».
День первый
Погружение в тему
Приступая к работе над данным проектом, преподаватели должны определить тему, по которой учащимся будет предложено написать пьесу. Учащимся может быть заранее (за 1-2 недели) сообщено о теме проекта. В таком случае в первый день они работают с уже готовыми историческими материалами. В сильном классе тема проекта сообщается в первый день Недели учебного проектирования и «погружение в эпоху» происходит «здесь и сейчас» через просмотр ярких кино- и видеоматериалов, изучение исторической литературы. При таком варианте сбор материалов по теме может происходить в библиотеке, к тому же, каждой группе в первый день проектирования должна быть предоставлена возможность поиска рабочих материалов в сети Интернет.
Пьесу пишет не класс, а творческая группа. К концу первого дня каждой группе предстоит определить тему своей пьесы, предложить условное заглавие. Как правило, темы рождаются после погружения в общую тему проекта с использованием метода мозгового штурма.
Практика показывает, что «погружение в эпоху» не должно занимать более одного часа, остальное время следует потратить на то, что бы «договориться о терминах», принять кодекс проектировщиков, разделиться на группы и начать сбор материалов.
Работа над понятиями: «пьеса», «ремарки», «монолог», «диалог», «конфликт», «экспозиция», «завязка», « кульминация» и др. Если руководители проекта не являются учителями словесности, то в качестве консультантов могут приглашены учителя русского языка и литературы. Интересной представляется работа с текстом уже известной учащимся пьесы, на примере которой могут быть рассмотрены ключевые понятия.
Кодекс проектировщика
Кодекс проектировщиков позволяет создать организационное правовое поле проектной деятельности. Учащимся впервые предстоит провести целую учебную неделю вне привычного расписания «в свободном полёте». Возможен такой вариант кодекса:
1.В проекте участвуют все, в группе нет главного.
2.Уважаем мнение друг друга.
3.Каждый имеет право на помощь друга.
4.Один говорит — все слушают.
5.Спорные вопросы решаются голосованием.
6.Меньшинство подчиняется большинству.
7.Опоздавший делает десять приседаний или объясняет причину опоздания в стихах.
Кодекс вывешивается в кабинете учебного проектирования, к нему обращаются в случае возникновения межличностных конфликтов, его исполнение обязательно для всех, включая преподавателей.
Деление на группы
Успех проекта зависит от того, насколько работоспособны будут творческие группы учащихся. Если руководители проекта выбирают вариант предварительного деления на группы, то к нему необходимо привлечь классного руководителя. Группы могут складываться по принципу общности интереса к той или иной теме. Возможен вариант случайного жребия — всё зависит от особенностей детского коллектива. Следует учесть, что процесс деления на группы может нельзя пускать на самотек, в этом случае он затянется на долго и затормозит работу над проектом.
В идеале группа должна состоять из 4-5 человек. В больших группах кто-то попытается отсидеться за спиной лидеров, в маленьких пьеса будет написана, но некому будет играть на сцене и придется искать волонтеров из других групп (такой вариант полностью исключать не следует, сценичные дети охотно соглашаются играть вторую роль). Каждый ученик должен принять участие во всех стадиях работы над проектом: от разработки сюжетной линии до исполнения роли в спектакле. Число действующих лиц в пьесе не может быть меньше числа участников группы. Это условие оговаривается в первый день проектирования. При его нарушении проект не считается полностью реализованным.
Погружение в проблему
Учащиеся седьмых классов не имеют ясного представления о различии между темой и проблемой драматического произведения. Данный проект позволяет на практике осознать, что для создания пьесы нужно понять не только о ком и о чем пойдет речь, но и определить, какая идея близка автору пьесы (мне самому), что он ценит в герое, на каких чертах и поступках делает акцент. Не следует перегибать палку и требовать от пьесы «идейности и назидательности». Но следует учесть, что дети могут видеть и уважать в исторических деятелях и высокие помыслы, и светлые идеалы.
Первый день работы над проектом — самый главный. Задача руководителей не запугать детей сложностью предстоящих задач, а заразить творческим энтузиазмом. В этот день нужно любой ценой создать позитивный эмоциональный настрой и очень бережно поддерживать его все остальные дни Недели учебного проектирования.
День второй
Работа над первоначальным вариантом пьесы.
Собранные учащимися материалы могут быть очень разноплановы, лучше, если они используют серьезную историческую литературу, но в этом случае для определения ключевого события в жизни исторического деятеля может понадобиться консультация учителя истории. Одновременно в классе будет работать 5-6 групп, чтобы помочь им на первом этапе можно распечатать и выдать каждой группе следующую инструкцию:
Требования к черновому варианту пьесы:
Объем не менее 4 листов печатного текста (5-6 рукописных).
Число действующих лиц равно числу участников вашей группы.
Прежде, чем сочинять монологи и диалоги, определите:
· о каких событиях пойдет речь в пьесе ( тема)
· кто будет выступать в роли главных героев (действующие лица)
· какова основная мысль пьесы (идея)
· чьи интересы сталкиваются и по какому поводу (конфликт)
· приметы эпохи: понятия, явления, предметы, язык (исторический антураж)
Черновой вариант пьесы (аккуратно написанный с одной стороны на пронумерованных листах) представляется руководителям проекта.
Определение соотношения исторической правды и вымысла в художественном произведении.
Воспитанные в эпоху расцвета фэнтези, учащиеся часто начинают вместо исторической пьесы создавать сказку. Преподаватели должны быть готовы охладить пыл поклонников Гарри Поттера и Волкодава. Возможен серьезный предварительный договор о чистоте жанра. Историческая пьеса требует уважения к реальным фактам и историческим деятелям. Вымышленными могут быть только второстепенные герои: слуги, гонцы, воины. С их помощью создается антураж исторической пьесы, но в центре — реальное лицо и его сподвижники.
Определение сюжетной канвы будущей пьесы.
Как и любое литературное произведение, пьеса предполагает наличие сюжета. Творческие группы не всегда об этом задумываются. Нередко, осознав, что пьеса состоит из монологов и диалогов, учащиеся начинают «жевать словесную жвачку» и тратят на это драгоценное время. Задача руководителей — спланировать работу таким образом, чтобы в определенные сроки сюжетная линия каждой пьесы для разработана. Можно объяснить детям, что это краткий сюжет, некое подобие скелета, без которого живой организм пьесы просто развалится. Если группа очень слаба, то можно предложить им на выбор 2-3 сценария дальнейшего развития действия, но лучше, если это будет исходить не от руководителей, а от других проектировщиков, когда они услышат рассказ о первоначальном замысле или чтение чернового варианта.
Рефлексия.
Ежедневная рефлексия — обязательное условие Недели учебного проектирования. Она может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Если она проводится устно, то всем учащимся, сидящим в кругу, предлагается оценить свою деятельность и работу группы. В этом случае руководители проекта записывают суть высказываний, дабы обобщить их и позже использовать при анализе проектной деятельности. Если класс очень большой, можно воспользоваться письменной формой рефлексии, например методикой незаконченного предложения: «Сегодня я особенно горжусь тем, что…»
День третий
Работа над второй редакцией пьесы.
Вторая редакция пьесы, как правило, выгодно отличается от первой тем, что это уже не попытка коллективного сочинения, а нечто, состоящее из реплик. Создатели потратили столько усилий, уже дважды или трижды переписали свою пьесу, некоторые группы начали печатать и готовы немедленно приступить к репетициям, но руководители проекта вынуждены вновь вернуть текст на доработку. Лучше всего будет, если претензии к результату возникнут у самих создателей. Для этого в начале дня им раздается следующее задание:
Прочтите свою пьесу и выделите в ней эпизоды, которые представляют собой:
экспозицию;
завязку;
развитие действия;
кульминацию;
развязку.
Работа над композицией пьесы требует серьезных усилий. Определить, какие эпизоды представляют собой экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку для семиклассников совсем непросто, иногда учащиеся обращаются за помощью к соседям или требуют консультации преподавателей. Проектировщики могут вести себя довольно агрессивно, как правило, именно третий день в этом проекте — кризис. Настроение резко падает, появляются взаимные обиды и претензии. Доработка выявленных недочетов очень трудна. Руководители проекта должны быть готовы к проблемам. Нельзя снижать планку требований, следует приучить детей к тому, что проектирование не только творческий, но и жестко регламентированный процесс.
Далее в этот же день будет предложена вторая инструкция:
Дополните свою рукопись:
ремарками (авторским пояснением, что происходит на сцене);
эскизами костюмов;
эскизами декораций;
замечаниями для актеров, как следует исполнять каждую роль.
Доработайте язык пьесы ( введите в речь персонажей историзмы и архаизмы)
Последнее задание требует особого внимания к языку пьесы. Его можно предварить разговором об этике письменного и сценического высказывания. Проектировщикам нужно помочь избавиться от вульгаризмов и жаргонизмов, которыми, к сожалению, бывает засорена их речь и их пьеса. По возможности в пьесе должны появиться и средства художественной выразительности.
Окончательная редакция может быть подписана в печать. В очень сильном классе можно предложить должность редактора нескольким учащимся.
День четвертый
Работа над печатной версией пьесы.
Пьеса должна быть не только написана и поставлена. К документации по проекту прилагается печатный вариант всех текстов. Перед началом работы всем группам предлагается вариант требований, в котором указаны параметры печати (шрифт, интервалы, поля, образец титульного листа). На то, чтобы напечатать работу, у группы семиклассников обычно уходит 1-2 часа, если предоставить в пользование группы несколько компьютеров, процесс значительно ускоряется. Преподаватели вновь выступают в роли редакторов, они сами принимают решение электронный или печатный вариант будет редактироваться. Не следует пренебрегать этой частью работы, она формирует культуру деловой письменной речи, что является важной составляющей проектной культуры в целом.
Репетиции.
Проектированием обычно руководят два преподавателя, что создает возможность маневра. Один может посвятить себя редактированию, второй курирует начало кабинетных репетиций. Руководителю не стоит брать на себя роль режиссера — это детский проект, они сами ставят пьесу. Но руководитель должен помочь структурировать процесс подготовки спектакля от читки пьесы по ролям до выступления на сцене. С большим интересом воспринимаются в это время занятия по сценической речи и сценическому движению. Лучше для организации таких занятий пригласить консультанта (руководителя школьного драматического кружка или театральной студии), но, если такой возможности нет возможности, следует напомнить учащимся хотя бы азы актерского мастерства: не отворачивайся от зрителя, держи паузу, слушай партнера заинтересованно, проговаривай четко каждое слово, каждый звук, помни, что на сцене ты не один, почувствуй партнера и сумей прийти ему на помощь.
День пятый.
За день до премьеры.
Последние дни работы над проектом предполагают полую отдачу и напряжение всех сил. Инсценирование пьесы не должно быть формальным, ни в коем случае нельзя допускать на премьере никаких шпаргалок и суфлеров. Роли учатся наизусть в процессе репетиций. Это нормальная театральная практика и одно из правил, по которым реализуется этот проект. Как правило, учащиеся сами удивляются, как много они успели сделать за одну неделю, если их правильно настроить, и не давать им расслабляться в последние дни. Преподаватели могут смотреть репетиции, не вмешиваясь в процесс, могут выступать в роли консультантов. Идеальный вариант — консультации по просьбе самих проектировщиков. Практика показывает, что некоторые группы справляются с инсценировкой совершенно самостоятельно, это позволяет консультировать только тех, кто в этом действительно нуждается.
Изготовление костюмов и реквизита желательно, это очень оживляет спектакль и заставляет еще раз вернуться к историческим источникам и толковым словарям. Создать полноценные костюмы и декорации за такой срок очень трудно, обычно проектировщики создают элементы костюмов либо используют для постановки своих пьес костюмы и декорации, имеющиеся в школе. Рабочий день завершается генеральной репетицией и рефлексией. После нее можно предложить, чтобы учащиеся, сидя в кругу, обратились к одному из одноклассников со словами: « Я желаю тебе завтра…» Данная методика укрепляет партнерские отношения и подчеркивает значительность предстоящего события — защиты проекта.
День шестой
Защита проекта.
В данном проекте защитой становится публичное представление исторической пьесы. Чтобы подчеркнуть значимость мероприятия, накануне в школе может быть вывешено объявление или вручены пригласительные билеты представителям администрации, учителям, ученикам параллельных классов, родителям. Не следует приглашать на эту премьеру много зрителей: актеры не очень профессиональны и в большом зале их вряд ли все услышат. Но искренняя заинтересованность и желание достойно представить результат проектирования обыкновенно приводят к тому, что рождается яркое действо.
Спектакль, поставленный за два дня, не будет шедевром театрального искусства, но такой задачи не ставилось. Учащиеся должны совершенно самостоятельно довести проект до логического завершения, преодолев свой страх перед новыми для себя видами деятельности, расширить свой личностный потенциал.
На рефлексии по окончании спектакля и его обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:
Что я узнал за Неделю учебного проектирования о себе самом? О своей группе? О своём классе?
Какие проблемы возникли и как они решались?
Какие навыки и умения я приобрел?
Что нужно изменить к лучшему в организации Недели?
Вместо послесловия.
Фрагменты аналитических отчетов, составленных руководителями по итогам Недели Учебного проектирования по данной теме.
Успехами данного проекта можно считать следующее:
1. Все участники проекта добились цели, которая первоначально представлялась им недостижимой.
2. Качество представленных работ можно оценить как хорошее, качество инсценировки как удовлетворительное.
3. Почти все участники справились со страхом перед публичным выступлением, сыграли на премьере лучше, чем на репетициях.
4. По мнению учащихся, главные итоги деятельности:
· развитие дружелюбия и взаимопонимания,
· классу удалось показать свою самостоятельность и дисциплинированность,
· пропал страх перед сценой,
· приобрели много новых знаний по истории,
· учащиеся почувствовали себя более серьёзными и самостоятельными.
По мнению руководителей проекта, успех проектной деятельности и достаточно высокая самооценка учащихся были обеспечены:
· Четкой структурой деятельности, постоянной сменой форм деятельности (через 1-1,5 часа).
· Социализацией и обсуждением достижений на всех стадиях работы.
· Хорошим подбором литературы по истории.
· Позитивным настроем, который создавался как в начале каждого дня, так и в конце во время ежедневной рефлексии, которую начинали словами: « Сегодня мне удалось…», « Я гожусь тем, что…», « Я считаю своим главным успехом…».