Логика разработки учебного проекта
"Человек - это…"
"Человек - это…"
Структура недели учебного проектирования традиционно складывается из трех блоков: методологического, инструментального и рефлексивного.
1 день проектирования:
9.00 -Введение в проект.
Знакомство учащихся с темой проекта.
Индуктором запуска проекта может послужить анимационный фильм "Сверхчеловек" (или любой другой, соответствующий теме проекта) после просмотра которого, начинается беседа об организме как объекте с позиции системного подхода. Выделение признаков и свойств систем. Рассмотрение отдельных компонентов организма, как подсистем.
Человеческий организм - это сложная биологическая система, состоящая из определенных подсистем. Взаимодействие всех подсистем организма направлено в основном на поддержание постоянства состава внутренней среды организма - гомеостаза. Постоянно происходящие изменения в окружающей среде, тотчас же компенсируются и уравновешиваются только здоровым организмом.
На первом этапе проектировщикам предлагается определиться с ключевым понятием проекта, пояснить личное понимание понятия "здоровье". Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе из 5 человек при произвольном делении, актуализируя свой личный социальный опыт и знания. Результаты групповой работы представляются в форме мини-презентаций избранным "спикером".
После этого проектировщики имеют возможность сравнить своё представление с определениями, предлагаемыми справочниками и словарями (Интернет-словари, биологические справочники) и выработать единое для всей группы определение понятия "здоровье".
11.00 - Вниманию проектировщиков предлагается вводная лекция о здоровье и здоровом образе жизни.
План лекции:
1. Здоровье с позиций ВОЗ. 2. Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях.
3. Социальные факторы, влияющие на здоровье.
4. Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье.
5. Восточный подход.
6. Критерии общественного здоровья.
7. Некоторые биологические показатели нормы для среднего человека.
7.1 Частота сердечных сокращений.
7.2 Артериальное давление.
7.3 Частота дыхательных движений.
7.4 Температура тела.
8. Поддержание и восстановление здоровья.
12.00 - 12.30 - обед.
12.30 - Ознакомление учащихся с методологией исследования, логикой исследования, структурой индивидуальной исследовательской работы, требованиями к оформлению, критериями оценки индивидуальной исследовательской работы.
Проектировщикам необходимо четко сформулировать проблему исследования. Формулировка проблемы позволит им определить объект, предмет, цель(и) и задачи, отобрать необходимые методы исследования.
14.00 - 14.30 - Рефлексия по итогам дня.
14.30 - 14.45 - Домашнее задание - осуществить библиографический поиск по теме исследования, оформить методологический блок исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цель(и) задачи, методы).
2 день проектирования:
9.00 - Общий сбор. Проверка домашнего задания. Знакомство с задачами на день.
Проведение тест - анкеты субъективной оценки уровня здоровья.Вопросы анкеты:
1. Беспокоят ли Вас головные боли - ДА/НЕТ2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума - ДА/НЕТ
3. Беспокоят ли Вас боли в области сердца - ДА/НЕТ
4. Считаете ли Вы, что в последние годы ухудшилось зрение - ДА/НЕТ
5. Считаете ли Вы, что в последние годы ухудшился слух - ДА/НЕТ
6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду - ДА/НЕТ
7. Беспокоят ли Вас боли в суставах - ДА/НЕТ
8. Чувствуете ли Вы перемену погоды - ДА/НЕТ
9. Бывают ли у Вас периоды бессонницы из-за волнений - ДА/НЕТ
10. Беспокоят ли Вас запоры - ДА/НЕТ
11. Беспокоят ли Вас боли в области печени - ДА/НЕТ
12. Бывают ли у Вас головокружения - ДА/НЕТ
13. Стало ли труднее сосредоточивать внимание - ДА/НЕТ
14. Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость - ДА/НЕТ
15. Не бывает ли у Вас жжения,"мурашек", покалывания в теле - ДА/НЕТ
16. Беспокоят ли Вас шум, звон в ушах - ДА/НЕТ
17. Бывают ли у Вас отеки на ногах - ДА/НЕТ
18. Приходится ли Вам отказываться от некоторых блюд - ДА/НЕТ
19. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе - ДА/НЕТ
20. Беспокоят ли Вас боли в области поясницы - ДА/НЕТ
21. Употребляете ли Вы минеральную воду в лечебных целях - ДА/НЕТ
22. Беспокоит ли Вас неприятный вкус во рту - ДА/НЕТ
23. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать - ДА/НЕТ
24. Как Вы оцениваете состояние Вашего здоровья сами: хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое
25. Бываете ли Вы на пляже? - ДА/НЕТ
26. Считаете ли Вы, что сейчас вы также работоспособны, как и прежде? - ДА/НЕТ
27. Бывают ли у Вас периоды радостного возбуждения, счастья? - ДА/НЕТ
ОБЩИЙ БАЛЛ (число неблагоприятных ответов) -
ОЦЕНКА АНКЕТЫ:
Неблагоприятными являются ответы "Да" на вопросы 1-23, "НЕТ" на вопросы 25-27 и "плохое" и "очень плохое" на вопрос 24.
КАЧЕСТВЕННАЯ ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ:
Чем меньше Вы набрали баллов, тем лучше Ваше состояние здоровья:
ОТЛИЧНОЕ - 0 - 2 Балла
ХОРОШЕЕ - 3 - 5 Баллов
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ - 6 - 9 Баллов
ПЛОХОЕ - 10 и более Баллов.
Обработка полученных результатов тест-анкеты по всему классу, представление результатов в виде графика.
Далее необходимо сопоставить результаты субъективной оценки уровня здоровья учащихся с объективной оценкой уровня здоровья. Для выяснения объективной оценки уровня здоровья учащимся были предложены антропометрические, физиологические и нейрофизиологические методы исследования человека. В конце исследовательской работы каждый проектировщик должен был сделать вывод о совпадении или несовпадении субъективной и объективной оценки уровня своего здоровья, а также эти результаты обрабатываются по всему классу. Объективная оценка уровня здоровья учащегося включает ряд показателей: индекс упитанности (ИУ), индекс Кетле (ИК), результаты плантографии, результаты теста на гибкость, результаты выявления нарушения осанки, коэффициент эффективности кровообращения, коэффициент выносливости, индекс Руффье, адаптационный потенциал, результаты теппинг- теста, индекс Кердо.
10.30 - Ознакомление учащихся с антропометрическими методами исследования человека. Работа с понятиями: антропометрия, соматоскопия, соматометрия.
Выполнение учащимися антропометрических методик исследования человека.
а) оценка росто - весового соотношения
Ход работы:
1.Определите максимально допустимую массу тела (МДМТ), используя индекс Брока:
МДМТ (кг) = рост (см) - 100
2. Индекс упитанности (ИУ):
ИУ = m * 10/Р, где m- масса тела, а Р - рост в см.
ИУ > 5,5 - ожирение
ИУ = 3,1 - 1.9 - истощение
ИУ = 5,4 - 4, 4 - чрезмерный вес
ИУ = 4,3 - 3,7 - норма
ИУ = 3,6 - 3,2 - средняя упитанность
3. Рассчитайте росто-весовой индекс Кетле (ИК):
ИК = РМТ(кг) / [длина тела (м)]2.
РМТ - реальная масса тела
4. Оцените свой индекс Кетле, используя информацию таблицы.
Возраст (лет) | Индекс Кетле |
6-8 | 16 |
9-10 | 17 |
11 | 18 |
12 | 19 |
13-14 | 20 |
15-16 | 21 |
Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избытке массы, а уменьшение на 2 единицы - о дефиците массы.
5. Сделайте вывод о своем здоровье на основании росто-весовых соотношений и о гармоничности своего тела. Все полученные данные индивидуального физического развития занесите в таблицу.
б) определение типа конституции
Ход работы:
Так как пропорции тела обозначают соотношение размеров различных его частей, то, естественно, для их характеристики имеют значение не абсолютные, а относительные размеры туловища, конечностей и т.д. Наиболее распространенный прием для установления соотношения размеров - метод индексов, который состоит в том, что один размер (меньший) определяется в процентах от другого (большего) размера.
Например, индекс скелии по Мануврие
длина ноги (т.е. длина тела минус рост сидя) * 100 / рост сидя
Значениям этого индекса соответствует рубрикация:
до 84,9 - брахискелия,
85,0-89,9 - мезоскелия,
90,0 и выше - макроскелия.
Наиболее распространенным методом характеристики пропорций тела является вычисление отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела. По соотношениям этих размеров обычно выделяют три основных типа пропорций тела:
- брахиморфный, который характеризуется широким туловищем и короткими конечностями;
- долихоморфный, отличающийся обратными соотношениями (узким туловищем и длинными конечностями);
- мезоморфный, занимающий промежуточное положение между брахи- и долихоморфным типами.
Различия между названными типами обычно выражаются с помощью системы индексов; например, в процентах длины тела определяют ширину плеч, ширину таза, длину туловища, длину ног.
За условные средние размеры отдельных частей тела, выраженных в процентах длины тела (для мужчин), можно принять характеристики, приведенные в таблице.
Типы пропорций тела | Размеры, в % от длины тела | ||||
ширина плеч | ширина таза | длина туловища | Длина ноги | Длина руки | |
Долихоморфный | 21,5 | 16,0 | 29,5 | 55,0 | 46,5 |
Мезоморфный | 23,0 | 16,5 | 31,0 | 53,0 | 44,5 |
Брахиморфный | 24,5 | 17,5 | 33,5 | 51,0 | 42,5 |
Однако, как показали новейшие исследования, метод определения пропорций тела с помощью индексов грешит тем, что не учитывает зависимости, которая существует между соотношениями размеров отдельных частей тела и его общей величиной.
Определение индекса скелии
1. Определите свой индекс скелии по Мануврие, исходя из своих базовых данных
2. Соотнесите свой индекс с типами скелии: до 84,9 - брахискелия; 85,0-89,9 - мезоскелия; 90,0 и выше - макроскелия.
3. Полученные данные занесите в таблицу.
Признаки | Значения |
Длина тела (рост стоя, см) | |
Рост сидя (см) | |
Индекс скелии | |
Тип скелии |
в) определение тип пропорции
Конституция человека - совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека. Для определения конституции в настоящее время используются более 60 схем. Во многих из них одним из главных критериев для обособления одного конституционального типа от другого является отношение веса к длине тела.
Черноруцкий М.В. предлагал определять тип конституции по индексу физического развития (индекс Пинье), который определяется по формуле:
ИП = L - (P+T),
где L - длина тела (см),
P - масса тела (кг),
T - окружность грудной клетки (см).
У гипостеников (астенический тип) этот индекс больше 30, у гиперстеников (пикнический тип) - меньше 10, у нормостеников (атлетический тип) - от 10 до 30.
Определение типа конституции
Ход работы:
Для определения типа конституции имеются различные методы. Наиболее простым является методика М.В. Черноруцкого, который выделяет только три типа конституции: гипостеник, нормостеник и гиперстеник.
1. Определите индекс Пинье (ИП).
2. Определите свой тип конституции, используя классификацию М.В. Черноруцкого: ИП > 30 - гипостеник; ИП < 10 - гиперстеник; ИП = 10-30 - нормостеник.
3. Полученные результаты занесите в таблицу
Длина тела (см) | |
Масса тела (кг) | |
Окружность грудной клетки (см) | |
Индекс Пинье | |
Тип конституции |
4.Дайте характеристику своего типа конституции, используя приложение №1
12.30- 13.00 - перерыв
13.00 - 14.30 - Продолжение работы с антропометрическими методиками
г) плантография (выявление плоскостопия)
Схема отпечатка стопы
а - ширина перешейка; а + б - ширина стопы. (Рис. 1)
а - ширина перешейка; а + б - ширина стопы. (Рис. 1)
Плантография - общее название методов определения плоскостопия по отпечатку подошвенной поверхности стопы.
Ход работы:
Намажьте стопы жирным кремом (или гуашью) и встаньте на лист бумаги. Потом полученный контур обведите карандашом. На полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы (Рис. 1). Затем вычисляют индекс стопы I - процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а + б):
I = a/(a+b)
Вычисленное отношение оценивается следующим образом, %:
0 - 36,0% высокосводчатая стопа,
36,1 - 43% повышенный свод,
43,0 - 50% нормальный свод,
50,1 - 60% уплощенный свод,
60,1 - 70% плоскостопие
На основании плантографического исследования делается вывод о состоянии стоп испытуемого.
Итоговая таблица
Показатель | Результат | Оценка |
Плантография, индекс стопы | ||
правая нога | ||
левая нога |
д) выявление нарушения осанки;
Осанка - это сбалансированное расположение составляющих нашего тела по отношению к позвоночнику.
Ход работы:
1.Сначала испытуемый встает к стене не напрягаясь (как обычно) - тело должно касаться стены пятками, ягодицами, лопатками и затылком, плечи должны быть на одной линии. Затем испытуемый встает к стене так, чтобы, плотно прилегали голова, спина, пятки ягодицы. Расстояние от изгибов позвоночника до стены должно быть не более 4 - 5 см.
2. По полученному результату сделайте вывод
е) тест гибкости
Ход работы:
1.Испытуемый садится на пол, левая нога вытягивается вперед, правая сгибается так, чтобы пятка уперлась в бедро левой ноги, образуя как бы цифру "4". Правой рукой тянитесь к левой ступне. То же самое повторите, поменяв положение ног. Результат оцените по таблице.
Результат | Оценка результата |
1. запястье коснулось пальцев ног | хорошо |
2.кончики пальцев дотронулись до пальцев ноги | средне |
3.пальцы достали до голени | плохо |
4.пальцы дотянулись до щиколоток | достаточно |
2. По полученному результату сделайте вывод
14.30 - 14.45 - Рефлексия по итогам дня.
Домашнее задание - оформление исследовательских работ. Сравнение личных показателей с нормами, предусмотренными Министерством здравоохранения в соответствии с возрастом. Формулирование выводов по результатам исследования.
3 день проектирования
9.00 -Общий сбор проектировщиков. Проверка домашнего задания. Знакомство с задачами на день.
Ознакомление проектировщиков с физиологическими и нейрофизиологическими методами исследования человека.
Физиологические методы исследования человека включают проведение тестов и проб для оценки состояния здоровья системы органов кровообращения и дыхания.
а) коэффициент эффективности кровообращения (КЭК) ( для проведения данной методики необходимо познакомить проектировщиков с такими понятиями, как пульс, артериальное давление, тонометр, а также выяснить нормативные показатели артериального давления и правила измерения артериального давления.
Ход работы:
1.Рассчитайте коэффициент эффективности кровообращения по формуле:
КЭК = (АД максимальное - АД минимальное) * ЧСС, где ЧСС - частота сердечных сокращений
2. По полученному результату сделайте вывод
В норме КЭК = 2600 . При утомлении он возрастает.
б) коэффициент выносливости
Ход работы:
1.Этот параметр определяется по формуле Кваса, он характеризует функциональное состояние сердечно - сосудистой системы. Показатель КВ рассчитывается по формуле:
КВ = (Ч * СС * 10)/ ПД,
где Ч - частота сердечных сокращений,
СС - систолическое давление,
ПД - пульсовое давление - разница между систолическим и диастолическим давлением
Оценка результата: нормальное значение показателя - 16 , увеличение показателя говорит об ослаблении функции сердечно-сосудистой системы, уменьшение - об усилении функции.
2. По полученному результату сделайте вывод.
в) определение индекса Руффье (ИР)
Ход работы:
1.Данный индекс применяется для определения адаптации к нагрузке. Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 сек. Считают ЧСС стоя (Р2), еще ЧСС через 1 минуту отдыха (Р3)
2. ИР =(( Р1 + Р2 + Р3) - 200)/ 10 3. Оцените свой результат :
ИР | 0 | 1 - 5 | 6 - 10 | 11 - 15 | Более 15 |
Результат | отличный | хороший | удовлетворительный | слабый | неудовлетворительный |
4. По полученному результату сделайте вывод
г) адапционный потенциал (АД)
Ход работы:
АП - потенциал, показывающий уровень приспособленности организма к окружающей среде
1. Рассчитайте адаптационный потенциал по следующей формуле:
АП = 0,011 * ЧСС + 0,014 * АДС + 0,018 * АДД+ 0,014 * В + 0,009 * М -0,009 * Р -0,27,
где ЧСС - частота сердечных сокращений,
АДС - артериальное давление систолическое,
АДД - артериальное давление диастолическое,
В - возраст
М - масса тела
Р - рост
2. Оцените свой результат :
АП | < 2.1 | 2.11 - 3.2 | 3.21 - 4.3 | > 4.3 |
Результат | Удовлетворительная адаптация | Напряжение механизмов адаптации | Неудовлетворительная адаптация | Срыв механизмов адаптации |
3. По полученному результату сделайте вывод
Нейрофизиологические методы исследования человека включают проведение тестов и проб для оценки состояния здоровья центральной и периферической нервной системы.
а) "Теппинг - тест"
Ход работы:
1. Возьмите лист бумаги, разделите его на 4 квадрата размером 10 . 10 см., квадраты пронумеруйте. В каждом из них движением кисти делается максимальное количество точек за 10 сек. Подсчитывают точки путем зачеркивания.
2. Оценка результата: Оптимальное количество точек в первом квадрате составляет 70. В последующих оно возрастает при хорошем функциональном состоянии ЦНС и двигательного анализатора. При утомлении количество точек меньше указанного и они либо уменьшаются в динамике, либо то возрастают, то уменьшаются.
3. По полученному результату сделайте вывод.
б) Определение индекса Кердо (ИК)
Ход работы:
Индекс Кердо свидетельствует о состоянии вегетативной нервной системы.
1.Индекс Кердо рассчитывается по формуле :
ИК = 1 -Д/П * 100, где Д - Диастолическое давление, П - пульс
2. Оценка результатов: У здорового человека ИК равен нулю, т.е. симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы находятся в состоянии динамического равновесия. При преобладании симпатического тонуса индекс увеличивается, а при преобладании парасимпатического - снижается, становится отрицательным.
3. По полученному результату сделайте вывод
12.30- 13.00 - перерыв.
13.00 - 14.30 - Сбор, анализ информации по теме исследования. Написание чернового варианта текста работы. Индивидуальные консультации. Проверка фрагментов текстов черновиков, доработка черновиков. Формулировка выводов.
14.30 - 14.45 - Рефлексия по итогам дня.
Домашнее задание - создать электронную версию черновика исследовательской работы. 4 день проектирования
9.00 - Общий сбор. Постановка задач на день.
Разработка учащимися правильного режима дня, формулирование правил поведения учащихся, способствующих сохранению показателей, соответствующих норме, а также улучшение личных показателей, если они выходят за рамки нормативных. Сведение всех личных показателей учащихся класса в общую таблицу данных.
Доработка электронного варианта текста работы (работа в компьютерном классе). Индивидуальные консультации.
12.30 - 13.00 - перерыв.
13.00 - актуализация знаний о презентации/защите индивидуальной исследовательской работы. Работа над созданием образа компьютерной презентации проекта. Презентация/защита строятся с использованием программы Microsoft Office PowerPoint в форме слайд-шоу.
Для проведения подобной презентации/защиты требуются ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
14.30 - 14.45 - Рефлексия по итогам дня.
Домашнее задание - подготовить текст выступления.
5 день проектирования
9.00 - Общий сбор. Постановка задачи - подготовка к защите проекта. Определение регламента презентации/защиты. Сдача окончательных вариантов исследовательских работ.
Компоновка общей электронной версии презентации/защиты проекта.
12.30 - 13.00 Перерыв
13.00 - 14.30 Подготовка к защите. Корректировка регламента.
14.30 - 14.45 Рефлексия - Степень готовности к защите проекта.
6 день проектирования
10.00 - Защита проекта.
Рефлексия по итогам проведения Недели учебного проектирования.
Учащиеся совместно с учителем могут ответить на следующие вопросы:
Можно предложить каждому участнику проекта заполнить анкету или обсудить эти вопросы в группе, предоставив каждому участнику возможность свободно высказать свое мнение. При этом важно учесть, что мнения не оспариваются, а выслушиваются.