Название проекта:

Современные проблемы урбанизации

Цели проекта:

·                    Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с современными проблемами крупнейших городов мира;

·                    Формирование умения нахождения и использования географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для оценки современного состояния геополитической и геоэкономической ситуации в различных регионах мира.

Сроки

Октябрь-декабрь

Руководитель проекта

Бойцова Марина Владимировна, учитель географии

Участники

Учащиеся 9 класса

Конечный продукт

Пакет исследовательских работ «Современные проблемы урбанизации».

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом

Разработка данного проекта может осуществляться как в рамках курса география, так и в рамках элективного курса «Современные проблемы урбанизации». Разработка и защита проекта могут рассматриваться как форма итоговой аттестации по окончании изучения элективного курса.

1. Запуск проекта (первая неделя октября). В целях активизации познавательной активности учащихся и в качестве индуктора можно использовать фрагменты документальных фильмов серии Discovery:

- «Extreme Engineering - Tokyo Sky City»

- «Impossible City – Dubai

- «Palm Islands Dubai»

 На следующем этапе учащимся предстоит решить следующие исследовательские задачи:

1.      Познакомиться с классификацией и типологией городов мира.

2.      Определить основные очаги и центры мировой ур­банизации, особенности и характерные черты современного развития городов. Охарактеризовать масштабы развития процессов урбанизации в со­временном мире.

3.       Сформулировать тему своего проекта и  создать коллектив единомышленников.

 Знакомство с крупнейшими мегаполисами и агломерациями можно организовать с помощью Google-карт или программы Google Earth. Учащимся предлагается дать определения понятиям   «город», «агломерация», «мегалополис», «урбанизация», а также выявить сущность и особенности современного процесса урбанизации. На данном этапе работы учащиеся могут использовать как словари и справочники на бумажных носителях, так и электронные ресурсы сети Интернет.

Работу над проблемным полем проекта целесообразно организовать в форме мозгового штурма с помощью сервиса Bubbl.us (сервис создан специально для разработки так называемых ментальных карт и логических цепочек). Использование сервиса позволяет не только отражать в формате реального времени сам процесс зарождения идей, но и вносить исправления и сохранять окончательный вариант в электронном виде.

Каждой группе предстоит разработать свой вариант схемы      «Современные проблемы урбанизации» на сайте http://www.bubbl.us , а также  оставить правильно оформленную ссылку на схему на сайте социальных закладок http://bobrdobr.ru. Для этого наиболее целесообразно создать тематическую группу «Детские схемы».

 Примерные темы индивидуальных исследовательских работ:

1. Экологические проблемы современных мегаполисов и пути их решения. 

2. Экологические аспекты проектирования городов и систем расселения.

3. Проблема сохранения исторического облика городов. 

4. Современные подходы к решению транспортных проблем

5. Безопасный город: что это такое?

6. Города будущего (подземные, города на воде, поселения на других планетах).

Структура исследовательской работы:

·  Актуальность исследования.

·  Проблема исследования.

· Объект и предмет исследования.

·  Цель исследования.

·  Задачи исследования.

·  Гипотеза исследования.

·  Методы исследования.

·  Содержательная часть исследования.

· Обобщение аргументов, формулировка выводов, подтверждающих/опровергающих гипотезу.

·  Список использованных источников и литературы.

После того, как созданы творческие группы проектировщиков, распределены роли внутри самой группы учащиеся приступают к сбору информации по теме исследования. В этот период необходимо организовать индивидуальные и групповые консультации для оказания методической и организационной помощи проектировщикам. Консультации проводятся и в школе во внеурочное время и/или  с помощью сети Интернет (почтовые сервисы, общение в группе, организация совместного редактирования документов в программе Googlе Docs).

Время консультаций можно отвести и на знакомство ребят с требованиями к презентации, которая будет сопровождать защиту исследовательской работы:

- Презентация создается в приложении Power Point.

- Помимо основного текста и иллюстративного материала презентация должна включать в себя:

а) схему, созданную на сайте http://www.bubbl.us

б) карту мира, созданную на сайте http://maps.google.ru/maps или при помощи программы Google Earth, с нанесенными на неё метками, фото- и видеоматериалами по теме исследовательской работы.

Информационно-коммуникационное сопровождение проектной деятельности:

1.                  Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997.

2.                  Медведков Ю.В. Человек и городская среда М., 1978.

3.                  Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанистика в России на пороге XXI века. М. 1996.

4.                  Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. М. 1999.

5.                  Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация. М., 1994.

6.                  Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991.

7.                  Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999.

8.                  Хорев Б.С. Проблемы городов. М., 1975.

9.                  http://ru.wikipedia.org/wiki

10.              http://www.bubbl.us

11.              http://maps.google.ru/maps

12.              http://pack.google.com/intl/ru/pack_installer.html?hl=ru

13.              http://www.membrana.ru

14.              http://urbanismo.ru/category/goroda-budushhego

15.              http://www.youtube.com/watch?v=3bBuBT1oYU

16.              http://www.youtube.com/watch?v=HjWpuk9Opms&feature=related

17.              http://www.youtube.com/watch?v=m3IHnM5K80s&feature=related

Презентация проекта

Презентацию проекта рекомендуется провести в форме ученической конференции или научных чтений. В качестве почетных гостей могут быть приглашены специалисты в области градостроительства, защиты окружающей среды, ученые, представители муниципальных властей. Представляется важным, чтобы учащиеся не только имели возможность обсудить современные проблемы урбанизации, но и познакомиться с реальными людьми, решающими эти проблемы в своей повседневной профессиональной деятельности.  

Рефлексия

Очень важно, чтобы работа над проектом завершилась на позитивной ноте, для этого можно предложить провести рефлексию настроений.

Работы учащихся