Название проекта:
Современные проблемы урбанизации
Цели проекта:
· Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с современными проблемами крупнейших городов мира;
· Формирование умения нахождения и использования географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для оценки современного состояния геополитической и геоэкономической ситуации в различных регионах мира.
Сроки
Октябрь-декабрь
Руководитель проекта
Бойцова Марина Владимировна, учитель географии
Участники
Учащиеся 9 класса
Конечный продукт
Пакет исследовательских работ «Современные проблемы урбанизации».
Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом
Разработка данного проекта может осуществляться как в рамках курса география, так и в рамках элективного курса «Современные проблемы урбанизации». Разработка и защита проекта могут рассматриваться как форма итоговой аттестации по окончании изучения элективного курса.
1. Запуск проекта (первая неделя октября). В целях активизации познавательной активности учащихся и в качестве индуктора можно использовать фрагменты документальных фильмов серии Discovery:
- «Extreme Engineering - Tokyo Sky City»
- «Impossible City – Dubai
- «Palm Islands Dubai»
На следующем этапе учащимся предстоит решить следующие исследовательские задачи:
1. Познакомиться с классификацией и типологией городов мира.
2. Определить основные очаги и центры мировой урбанизации, особенности и характерные черты современного развития городов. Охарактеризовать масштабы развития процессов урбанизации в современном мире.
3. Сформулировать тему своего проекта и создать коллектив единомышленников.
Знакомство с крупнейшими мегаполисами и агломерациями можно организовать с помощью Google-карт или программы Google Earth. Учащимся предлагается дать определения понятиям «город», «агломерация», «мегалополис», «урбанизация», а также выявить сущность и особенности современного процесса урбанизации. На данном этапе работы учащиеся могут использовать как словари и справочники на бумажных носителях, так и электронные ресурсы сети Интернет.
Работу над проблемным полем проекта целесообразно организовать в форме мозгового штурма с помощью сервиса Bubbl.us (сервис создан специально для разработки так называемых ментальных карт и логических цепочек). Использование сервиса позволяет не только отражать в формате реального времени сам процесс зарождения идей, но и вносить исправления и сохранять окончательный вариант в электронном виде.
Каждой группе предстоит разработать свой вариант схемы «Современные проблемы урбанизации» на сайте http://www.bubbl.us , а также оставить правильно оформленную ссылку на схему на сайте социальных закладок http://bobrdobr.ru. Для этого наиболее целесообразно создать тематическую группу «Детские схемы».
Примерные темы индивидуальных исследовательских работ:
1. Экологические проблемы современных мегаполисов и пути их решения.
2. Экологические аспекты проектирования городов и систем расселения.
3. Проблема сохранения исторического облика городов.
4. Современные подходы к решению транспортных проблем
5. Безопасный город: что это такое?
6. Города будущего (подземные, города на воде, поселения на других планетах).
Структура исследовательской работы:
· Актуальность исследования.
· Проблема исследования.
· Объект и предмет исследования.
· Цель исследования.
· Задачи исследования.
· Гипотеза исследования.
· Методы исследования.
· Содержательная часть исследования.
· Обобщение аргументов, формулировка выводов, подтверждающих/опровергающих гипотезу.
· Список использованных источников и литературы.
После того, как созданы творческие группы проектировщиков, распределены роли внутри самой группы учащиеся приступают к сбору информации по теме исследования. В этот период необходимо организовать индивидуальные и групповые консультации для оказания методической и организационной помощи проектировщикам. Консультации проводятся и в школе во внеурочное время и/или с помощью сети Интернет (почтовые сервисы, общение в группе, организация совместного редактирования документов в программе Googlе Docs).
Время консультаций можно отвести и на знакомство ребят с требованиями к презентации, которая будет сопровождать защиту исследовательской работы:
- Презентация создается в приложении Power Point.
- Помимо основного текста и иллюстративного материала презентация должна включать в себя:
а) схему, созданную на сайте http://www.bubbl.us
б) карту мира, созданную на сайте http://maps.google.ru/maps или при помощи программы Google Earth, с нанесенными на неё метками, фото- и видеоматериалами по теме исследовательской работы.
Информационно-коммуникационное сопровождение проектной деятельности:
1. Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997.
2. Медведков Ю.В. Человек и городская среда М., 1978.
3. Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанистика в России на пороге XXI века. М. 1996.
4. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. М. 1999.
5. Пивоваров Ю.Л. Современная урбанизация. М., 1994.
6. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991.
7. Перцик Е.Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999.
8. Хорев Б.С. Проблемы городов. М., 1975.
9. http://ru.wikipedia.org/wiki
11. http://maps.google.ru/maps
12. http://pack.google.com/intl/ru/pack_installer.html?hl=ru
14. http://urbanismo.ru/category/goroda-budushhego
15. http://www.youtube.com/watch?v=3bBuBT1oYU
16. http://www.youtube.com/watch?v=HjWpuk9Opms&feature=related
17. http://www.youtube.com/watch?v=m3IHnM5K80s&feature=related
Презентация проекта
Презентацию проекта рекомендуется провести в форме ученической конференции или научных чтений. В качестве почетных гостей могут быть приглашены специалисты в области градостроительства, защиты окружающей среды, ученые, представители муниципальных властей. Представляется важным, чтобы учащиеся не только имели возможность обсудить современные проблемы урбанизации, но и познакомиться с реальными людьми, решающими эти проблемы в своей повседневной профессиональной деятельности.
Рефлексия
Очень важно, чтобы работа над проектом завершилась на позитивной ноте, для этого можно предложить провести рефлексию настроений.
Работы учащихся