ОРКСЭ
Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
С 2012-13 учебного года в 4 классе введен курс "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы светской этики»,
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры».
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
С подробной информацией об "Основах религиозных культур и светской этики" Вы можете познакомиться на сайте СПбАППО.
Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.
Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).
Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.
Презентация:
Выбор модулей в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ Вы можете получить на сайтах:
— Электронная гуманитарная библиотека — https://www.gumer.info/
— Государственный музей истории религии — http://gmir.ru/
— Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах:
— http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
— http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
— http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
— http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
— сайт Общественной палаты — http://www.oprf.ru;
— сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации https://ombudsmanrf.org/ (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).